В "Российской газете" ожидали на "Деловой завтрак" экс-президента СССР Михаила Горбачева. В вестибюле на первом этаже высокого гостя уже встречало руководство газеты.
Внезапно в воздухе запахло гарью. Выскочив на улицу, журналисты "РГ" увидели, что из-под крыши издательства "Пресса", в соседнем здании, где работают наши коллеги из "Комсомолки", выбивается черный дым.
Сигнал о возгорании на пульт дежурного "01" поступил в 10.30. Приехавшие через семь минут пожарные констатировали задымление и открытое горение. На балконе седьмого этажа стояли люди в белых халатах, как потом выяснилось - работники столовой. Они взывали о помощи. Спасатели быстро развернули выдвижные лестницы и спустили в люльке чуть не задохнувшихся в дыму. По оценкам медиков, все пострадавшие находились в шоковом состоянии. Двоих тут же увезли на машинах "скорой", "отравление угарным газом", - коротко прокомментировали хмурые врачи.
Улица Правды пользуется дурной славой у всех московских аварийных служб. По причине полного отсутствия парковок и большого количества личного и служебного автотранспорта, заполняющего не только крайние ряды, но и тротуары, в единственном оставшемся ряду на улице с двусторонним движением постоянно застревают как габаритные пожарные машины, так и более юркие "Газели" газовщиков, водопроводчиков и "03".
Пожары случались и раньше. Один из крупных произошел 20 ноября 2001 года. Возгорание было обнаружено около семи вечера на седьмом этаже здания, в предприятии "Издательство ПРЕССА-1".
Тогда огонь охватил несколько помещений газеты "Правда". Была проведена полная эвакуация офисного комплекса. Пожару была присвоена 3-я категория сложности по 5-балльной шкале.
Другой пожар произошел 22 марта 2002 года. Пламя вспыхнуло в кабинете главного редактора газеты "Россия", выгорело около 40 квадратных метров площади.
В этот раз многие автомобилисты быстро сообразили, что пора отогнать в сторонку своих "железных коней".
Брандмейстеры вывели из здания сотрудников газеты. Большинство журналистов не успели надеть верхнюю одежду. Поэтому, не мешкая, побежали греться в соседние здания к коллегам. И к нам в редакцию зашли озябшие журналисты "Комсомолки", мы предложили им теплые вещи - куртку и свитер, напоили горячим чаем.
Елена Аракелян, выпускающий редактор спецприложения "Ваш дом", рассказала: "Мы сидели на планерке в Голубом зале, где обычно проходят все общередакционные заседания. Только начали обсуждать текущий номер на вторник, как зашел пожарный, объявил, что в "Комсомолке" пожар, и приказал всем срочно покинуть здание. Многие подумали: учебная тревога. Однако когда вышли в коридор, сомнений уже ни у кого не было, черные тучи уже застилали все горизонты. И желания бежать в кабинет за вещами и документами ни у кого не возникло. Нам велели спускаться вниз по боковой лестнице. И все, кто был на планерке, - редакторы отделов, дежурная бригада, руководство - как были, в свитерах и костюмах, оказались на улице.
Около полудня языки пламени вырвались с ревом и кусками перекрытий наружу. Внизу народ ахнул, милиционеры быстро перегородили наиболее опасный участок красными лентами и стояли насмерть, отодвигая в безопасную сторону налетевших телевизионщиков: "Никого ближе не подпустим, ни по каким служебным удостоверениям".
Трудность тушения была вызвана тем обстоятельством, что в здании сохранились старые деревянные межэтажные перекрытия, по которым огонь распространяется мгновенно. А современная пластиковая отделка стен и синтетическое покрытие пола в здании редакции только ухудшили ситуацию.
- Судя по тому, откуда вырываются языки пламени, полностью выгорели наши фотослужба, бесценный архив, библиотека, столовая, - рассказали "РГ" журналисты "Комсомолки". - Выгорели весь шестой и седьмой этажи, поговаривают, что огонь перекинулся по лифтовым шахтам на пятый. Однако никого по домам не распустили, будем делать газету в любых условиях.
Как рассказал "РГ" главный государственный пожарный инспектор Москвы Виктор Климкин, пожару, который тушили 78 отделений на основных и специальных автомобилях, была присвоена третья категория сложности. По предварительным данным, причиной возгорания стало короткое замыкание. Рухнули деревянные перекрытия между 6-м и 7-м этажами, обвалилась крыша. Полностью выгорело 5 этажей, стены здания пошли трещинами. В связи с пожаром возбуждено уголовное дело по статье "Уничтожение имущества по неосторожности".
коллеги |
В момент, когда пожар еще не был потушен, "Российская газета" предложила коллегам с улицы Правды свои помещения и технические возможности для выпуска пострадавших от бедствия газет.
Главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин ознакомился с вариантами размещения редакции "КП" на нашей территории и посчитал их вполне приемлемыми для работы журналистов. Возможно, "Комсомольская правда" на некоторое время переедет в "Российскую газету", но сегодняшний номер своей газеты наши коллеги выпускали на базе "Экспресс-газеты".
Главный редактор "Трибуны" Олег Кузин сообщил, что их редакция временно переезжает в здание газеты "Известия", коллектив которой любезно предоставил и помещение, и технику для производства "Трибуны". Ее очередной номер поступит к читателям как обычно, в пятницу.
Главный редактор "Парламентской газеты" Петр Котов сказал, что сегодня главная задача - разобраться, насколько уцелела техническая база редакции, и в случае, если на ней нельзя будет возобновить выпуск газеты, искать варианты на стороне. Не исключено, что "Парламентская газета" тоже временно переедет в "РГ". Во всяком случае, Петр Котов намерен быстро вернуть издание читателю и благодарен "Российской газете" за предложение о помощи.