"Российская бизнес-газета" обратилась к главе Федеральной службы по финансовым рынкам Олегу Вьюгину с просьбой прокомментировать ситуацию на финансовым рынке страны.
- Олег Вячеславович, какие цели вы видите в системе регулирования фондового рынка?
- Проблема российского финансового рынка достаточно хорошо видна - он отстал от развития корпоративного сектора экономики. Сегодня по качеству и количественным показателям спрос на финансовые услуги, которые предъявляют отечественные предприятия, российский рынок не удовлетворяет. Прежде всего из-за несовершенства инфраструктуры, а также из-за пробелов в регулировании. По этой причине мы столкнулись с оттоком эмитентов с их первичными размещениями за рубеж. Фактически в последние годы все сделали ставку на западную инфраструктуру, туда стали уходить эмиссии, брокеры и инвестиции.
Следующая проблема связана с развитием национальных институциональных инвесторов. Откуда берутся "длинные деньги" на финансовом рынке? Где вообще сосредоточены "длинные деньги" в экономике? Надо отметить, что конечными владельцами или источником таких средств всегда являются домашние хозяйства. Их средства "институтализированы" в различные виды фондов от обычных долгосрочных банковских депозитов до накопительных пенсионных фондов, совместных фондов или страховых резервов. Пока эти институты в нашей стране находятся в самом начале своего развития. Ни накопительные пенсионные фонды, ни страхование жизни, ни паевые инвестиционные фонды пока в нашей экономике не играют существенной роли, а на финансовом рынке тон задают подобные им зарубежные институты. Получается, что деньги, которые нужны корпоративному сектору, в России есть, но они трансформированы в долгосрочные накопительные институты, способные инвестировать на этом рынке.
- Не опасно ли вкладывать свои сбережения в ПИФы?
- В растущих экономиках, которые достаточно эффективно управляются, долгосрочные вложения не опасны, если они сделаны профессионально, потому что экономический доход реально может принести только растущая экономика. То есть если российская экономика растет, то она, соответственно, и приносит доход всем инвесторам как соучастникам этого процесса. Средства ПИФов - своеобразных "денежных мешков", находящихся под профессиональным управлением, вкладываются в акции и облигации предприятий, в недвижимость. И здесь возникает совершенно иной по сравнению с банковскими депозитами характер риска, риска, напрямую связанного с состоянием экономики и конкретных предприятий. Вложив деньги в акции компании, вы делите с другими инвесторами риск этой конкретной компании. К примеру, если в руководство компании придут некомпетентные люди, то стоимость акций этих компаний может упасть, и, возможно, если вы в них инвестировали деньги, то вы часть их потеряете. Это понимание должно иметь место, равно как и профессионализм управляющих, которые обладают информацией о состоянии дел у объектов инвестиций. Управляющие компании должны предупреждать своих клиентов о том, что доходность в прошлом периоде совсем не гарантирует доходность в будущем. К тому же зачастую после бурного роста рынка - а в прошлом году он вырос на 90 процентов - может наступить период стагнации или коррекции. Это не кризисное явление, а реакция на слишком быстрый рост в прошлом. Просто наступает период времени, когда инвестиционный пыл у инвесторов исчерпан и рынок перестает расти, иногда даже снижается, и только после этого периода отдыха он, возможно, возобновляет рост. Сегодня рынок, на мой взгляд, в краткосрочном периоде близок к потолку развития. В долгосрочном же плане при условии, что российская экономика продолжит расти, через 5 лет капитализация российских компаний будет выше.
- Бурный рост фондового рынка - это хорошо?
- С одной стороны, это хорошо, это означает, что российские компании в принципе были недооценены. Как раз бурный рост фондового рынка в прошлом году и был связан со справедливой оценкой российских компаний. После снятия рисков, связанных с преследованием компании "ЮКОС", а также с получением Россией полного инвестиционного рейтинга в прошлом году справедливость была восстановлена. Российские компании теперь оценены справедливо, по крайней мере для данного момента.
- На заседании правительства ваши оппоненты увлеклись юридической техникой, что всегда является предметом дискуссий. Стратегия же должна давать направление развития, описывать идею в целом. Возможен ли вариант, чтобы из Стратегии убрать все детали или в таком случае документ потеряет свою ценность?
- Первый вариант Стратегии был предложен весной прошлого года. Перед теперешним рассмотрением мы сняли три раздела, поскольку они уже выполнены. Мы фактические решили проблему первичного размещения в России. Сейчас новое законодательство и новое регулирование позволяют в России проводить рыночное размещение акций ровно так же, как это делается во всем мире. Более того, можно делать одновременные размещения, то есть одновременно и в России и в Лондоне, если это удобно компании. Сейчас такие размещения пойдут, поскольку на днях вышли нормативные документы, правда, они еще не опубликованы, и есть целый ряд эмитентов, которые готовят новые размещения по новым правилам. Кроме того, в новом варианте Стратегии снят раздел, связанный с регулированием поглощений. Теперь есть цивилизованные правила поглощения, которых раньше не было. Закон был принят в конце года, подписан президентом и уже действует в этом году.
Основной проблемой на сегодня является инфраструктура - центральный депозитарий, поскольку именно через него мы решаем вопрос конкурентоспособности стоимости учета и надежности прав собственности для тех, кто покупает ценные бумаги на биржах, то есть для инвесторов. Если компания публичная и ее акции переходят из рук в руки, то важно иметь очень надежную систему учета прав. Инвестор, продавая или покупая акции, должен знать, что он или деньги получит, или акции у него будут на счете.
Другой основной проблемой является восполнение серьезного пробела, связанного с использованием инсайдерской информации. Замечу, что неравный доступ к корпоративной информации - это способ извлечения инсайдерами дополнительной прибыли в ущерб другим инвесторам. Единственный способ избежать этого - введение в законодательство определения круга лиц, обладающих инсайдерской информацией, процедур расследования и применение санкций.
Наконец, проблема защиты законных прав и интересов инвесторов. В России мы продолжаем бороться с рейдерством, а несовершенство законодательства позволяет воровать, прикрываясь судами, целые предприятия. Таким образом, само корпоративное законодательство и система его правоприменения не способствуют возврату владельцев под национальную юрисдикцию.
Центральный депозитарий и закон об инсайдерской информации - это два направления деятельности, которые, я уверен, будут встречать сопротивление, поскольку мы задеваем и тем и другим законом серьезные частные интересы. Кстати сказать, это сопротивление уже чувствуется.
- Много ли к нам сегодня приходит инвесторов и какие они?
- Иностранные фонды контролируют около 70 процентов рынка акций российских компаний, остальные 30 процентов - у отечественных фондов и частных инвесторов. Если говорить о текущем годе, то в феврале рынок рос преимущественно на иностранных деньгах. В январе же ситуация была несколько иной, а именно - смешанная: были иностранные инвесторы и были довольно активны российские, причем это были розничные инвесторы (физические лица), которые подтолкнули рынок к росту.