Идеология "веб 2.0"

Принято считать, что в России есть "большая тройка" порталов - Mail.ru, Rambler и Яндекс. В американском Интернете есть своя "большая тройка": Google, MSN и Yahoo.

Первый - поисковая машина, второй - сетевой бизнес компьютерной фирмы Microsoft, а третий когда-то был каталогом сайтов, а теперь - набор интернет-услуг на любые вкусы. Если стратегия "Гугл" - организовать информацию, то "Яху" предоставляет ее. Их портал - это супер-СМИ. Тут есть не только сервисы - своя почта, свои блоги, свой интернет-пейджер. "Яху" еще лицензирует и публикует новости, музыку, видео, финансовую информацию. А начинали они когда-то как простой тематический каталог сайтов, создаваемый вручную редакторами - и за счет этого стали одним из самых популярных адресов в Интернете. Теперь все возвращается к истокам - самыми заметными недавними приобретениями "Яху" стали проекты Del.icio.us ("лакомый") и Flickr.com.

Каталог идет по кругу

"Делишес" - служба хранения закладок в Интернете, то есть по сути - каталог, создаваемый вручную. Только делают его не штатные редакторы портала, а пользователи Интернета. Сайт Flickr - это сервис для сетевого хранения фотографий. Но не только для хранения, но и для рубрицирования, для обмена с другими пользователями. Этот проект часто называют "фотоблогом". Оба сайта - самые модные в Интернете. Взрывной рост их популярности привел даже к тому, что появилось понятие "веб 2.0" - Интернет второго поколения. Хотя это словечко критикуют как излишне модное, шум вокруг которого заглушает смысл, но "веб 2.0" - это и в самом деле комплекс новых подходов к построению Интернета. Пример портала "Яху" - который начинался как авторский каталог сайтов, а теперь приобрел каталог, создаваемый руками пользователей, - очень показательный пример наблюдающихся явлений.

Новый образ коммуны

В российском Интернете сайтов "второго поколения" пока немного. Но мода - есть мода, поэтому они неизбежно будут появляться. Из каких же подходов складывается этот "веб 2.0"? О части из них "РГ" уже рассказывала на примере новых оригинальных сервисов. Например, служба LinkedIn позволяет регистрировать свои профессиональные знакомства и находить новые (rg.ru/2004/04/02/linkedin. html). Кстати, недавно появился его аналог на русском языке - MoiKrug.ru. Сайт Last.fm запоминает, какую вы слушаете музыку и рекомендует в соответствии с этим, что вам послушать еще (rg.ru/2005/10/05/radio.html). И, конечно, мы писали о популярности блогов - интернет-дневников. Во всех этих примерах новые возможности обеспечиваются благодаря участию пользователей, их творческой или социальной активности, персональным связям с другими пользователями системы и установлению взаимоотношений между ними. Каждый участник системы получает контроль над его личным информационным окружением. Проекты такого рода называются социальными или коммунальными сетями.

Соединяй и властвуй

Другой признак "веба 2.0" - это неиерархическая организация каталогов, так называемый таггинг (rg.ru/2005/03/02/razgovorchiki.html). Вместо того, чтобы раскладывать закладки, заметки, фотографии или видео по папочкам каталога, пользователь указывает для каждого объекта набор ключевых слов, по которым затем может найти их. Либо найти объекты с такими же "ярлычками" у других пользователей системы. Причем это могут быть объекты и на другом сайте. Еще одна технология, придуманная для того, чтобы пользователи разных сервисов могли связывать эти информационные пространства, называется RSS - когда сайт публикует в машинно-читабельном формате списки своих обновлений, то есть по сути - анонсы. Чаще всего это - просто ленты новостей. Например, такая есть у сайта "Российской газеты", можно установить на свой компьютер специальную программу и читать наши анонсы, не заходя на сайт. Но теперь формат RSS стал использоваться не только для новостей - в нем сайты анонсируют любые изменения от списка новых вакансий на корпоративном портале до результатов поиска по ключевому слову. Если на страничке есть обновляющаяся информация, правило хорошего тона в "вебе 2.0" - предоставлять RSS-файл со списком свежих объектов, чтобы пользователи могли видеть эти обновления в своем личном пространстве на другом сайте. Идеология "сайтов второго поколения" предполагает широкие возможности интеграции независимых сервисов через стандартные, открытые интерфейсы. Например, сторонние разработчики могут использовать карты с сайта Google Maps, накладывая на них свою информацию. Например, обозначая туристические маршруты или отмечая точками физическое расположение участников сообщества (см. frappr.com).

Аякс малый и великий

Изменяется не только идеология подачи информации, которую теперь выстраивают не вокруг портала, а вокруг пользователя. Изменяются и технологии. Помимо упомянутых открытых стандартов и анонсов в формате RSS, есть еще модная штука - AJAX. Раньше веб-странички были едиными и неделимыми файлами, целиком передававшимися по Интернету в ответ на действия пользователя. Он нажал на ссылку - загрузилась заново полная страница: текст, картинки, технический код для оформления данных. Например, вам нужно отсортировать строчки в расписании поездов в другом порядке - и хотя все данные уже есть на вашем компьютере, страничка все равно будет целиком передаваться заново с сервера, в новом виде. Теперь все строится иначе - ваш компьютер сможет пересортировать маршруты в уже загруженной страничке, а если вам понадобится добавить дополнительные сведения - скажем, время отправления, то только их и будут передавать по сети, без дублирования уже загруженных данных, и главное - без повторной передачи технического кода для оформления страницы. Если, конечно, разработчики сервиса предусмотрели такую возможность, пользуясь технологией AJAX. Так получается гораздо быстрее и удобнее. На основе этой технологии на веб-страничках строят такие интерфейсы, которые раньше попадались только в локальных программах.

Открытые, стандартные, динамичные и обращенные к пользователю сайты нравятся всем. И за их общими свойствами и подходами энтузиасты видят новую идеологию, называя ее "веб 2.0". Из нее вытекают дополнительные идеи. Например, раз сайты теперь связаны друг с другом, не нужно выстраивать на каждом портале все возможные сервисы. Лучше сделать один, но лапидарный. "Меньшее - больше" - такова идеология современных разработчиков онлайновых сервисов. Единственное "но" состоит в том, что модная идеология и самые современные технологии не сделают плохой сайт хорошим, кривое - удобным, а глупое - умным. "Веб 2.0" - это всего лишь модное слово. Само по себе оно не принесет радости. Но стоящие за ним подходы делают Интернет богаче.