Когда мы с женой решили навестить наших чад, то поначалу их просто не узнали. В опрятных рабочих комбинезонах они были похожи на пилотов гоночных машин, правда, уже завершивших соревнования, ибо на их головах не было шлемов безопасности и водительских очков. Тем не менее наши отпрыски трудились в поте лица, став на какое-то время птичниками. Местное начальство не возражало, чтобы мы родительским глазом оценили вклад детей в развитие израильского сельского хозяйства в целом и непосредственно в обеспечение населения страны куриным мясом и яйцами.
В кибуце поразило нас многое. Во-первых, чистота и порядок. В птичнике специфический запах отсутствовал благодаря покрытию, которое впитывало помет, а потом использовалось в качестве удобрений на полях. Во-вторых, наши дети трудились с видимым удовольствием и без контроля старших товарищей. Отсюда мы сделали вывод, что обучение они прошли и профессией птичников овладели.
Отведать кибуцные блюда нас пригласили в столовую. Там тоже многое приятно удивило. Например, показавшееся мне и жене безмерным количество соков, салатов и других блюд. Должен заметить, что в израильских ресторанах порции в принципе превосходят среднероссийские не менее чем в два раза. Ну а что касается кибуцных столовых, то тамошние порции просто астрономические. Понятно, что сельхозтруд аппетиту способствует. И все-таки желающим поддерживать форму настоятельно рекомендую обходить кибуцные столовые стороной. Правда, мои дети особенно на кибуцных хлебах не растолстели, потому что почти все свободное время проводили на спортплощадках и в бассейне. Ну а о вечерней дискотеке, которую мы с женой тоже не обошли стороной, могу сказать так: "Это место встречи, которое изменить нельзя".
По моим наблюдениям, кибуц - это не совсем колхоз, типичный для советской деревни. Кибуц - скорее коммуна, ибо степень обобществления доведена до крайних пределов. Мне показалось, что кроме жены и детей там все общее. Первые кибуцы на территории Палестины появились в 1909 году. Разумеется, насильно в них никого не загоняли, но еще пару десятков лет назад от желающих отбоя не было. И в самом деле, жить в кибуце-коммуне совсем неплохо. Ведь в них властвует принцип почти коммунистический: от каждого по способностям, и каждому равную долю от "общественного кибуцного пирога". А они слишком большими не бывают. По этой причине к коммунистическому "распределению по потребностям" допускают только проверенных людей. Чтобы стать полноправным кибуцником, необходимо два года проработать стажером, то есть опять-таки наемным работником.
Кибуцник заработную плату не получает, хотя у него имеется "личный бюджет", размеры которого определяются ежегодно на общем собрании. Оно - высший орган кибуца. Повседневными делами управляет секретарь. Строжайшим образом соблюдается 8-часовой рабочий день. Трудные и грязные работы, а также дежурства в выходные и праздничные дни выполняются по очереди. В данном случае действует вполне демократический принцип: сегодня ты - начальник, а завтра - скотник.
Труд - важнейшая часть школьной программы в кибуцных школах. В большинстве кибуцев у детей имеется собственное хозяйство, о котором они заботятся. Нынешнее поколение израильтян считает кибуцы рассадником примитивной коммунистической идеологии, того "пещерного равенства", которое противоречит человеческой сущности.
На сегодняшний день в Израиле существует около трехсот хозяйств кибуцного типа. В них трудятся примерно 300 тысяч человек, что составляет около 5 процентов населения Израиля. Правда, кибуцники обрабатывают почти 40 процентов сельскохозяйственных угодий и производят 41 процент сельскохозяйственной продукции страны. В ряде отраслей на кибуцы приходится большая часть продукции. Так, в кибуцах производят 81 процент хлопка, 73 процента бананов, 67 процентов картофеля, 60 процентов молока, 100 процентов рыбы. Значительна роль подобного рода хозяйств в производстве яиц, в цветоводстве и в овощеводстве. Для полноты картины важно подчеркнуть, что кибуцы производят не только сельскохозяйственную продукцию. Например, на долю кибуцев в основном городского типа приходится 50 процентов от всей консервной продукции Израиля. Кибуцники также производят мебель и потребительские товары.
В Израиле представлены не только колхозы-кибуцы, но и вполне капиталистические сельскохозяйственные фермы, которые здесь зовутся мошавами. Тех, кто в них работает, называют мошавниками.
Бывшие советские граждане, которые в Израиле поголовно именуются "русскими", поражаются цветущим израильским деревням. Более всего "русских" изумляют "простые" израильские землепашцы и скотоводы, образ жизни которых в плане комфорта и удобств ничем не отличается от городского. И тем не менее этот рай большинство "русских" отвергают напрочь. Отдельные любители сельских идиллий с просторов бывшего СССР скорее станут мошавниками, то есть фермерами, а значит, типичными капиталистами, чем кибуцниками-коммунарами. Да и нынешнее поколение урожденных израильтян, которых здесь называют сабрами, в большинстве своем кибуцы обходят стороной. Только школьники и студенты в каникулярное время не прочь подработать и подышать свежим воздухом. Для них кибуц нечто вроде российского студенческого отряда или бригады шабашников. Кибуцы продемонстрировали непреложный факт - людям не нравится быть просто массой. Золотая клетка остается всего лишь клеткой.