Представляя объективный анализ множества новых проблем и вызовов, с которыми сталкивается наша страна в современных условиях, глава государства, на мой взгляд, не обошел молчанием и столь жгучий вопрос, каким является национальная проблема, проявления межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и противостояния.
Говоря об угрозе международного терроризма, Владимир Путин справедливо выделил в числе причин, порождающих это антисоциальное явление, "локальные конфликты, зачастую на этнической почве", к которым "нередко добавляется межконфессиональное противостояние, навязываемое миру экстремистами самых разных мастей". Президент в одной короткой, но емкой фразе суммировал свою мысль следующими словами: "Знаю, что кое-кто очень бы хотел, чтобы Россия погрязла в этих проблемах и, как следствие, не могла бы решать ни одну из своих проблем полноценного развития".
Достаточно четкое осознание главой государства всей остроты проблемы межнациональных отношений позволяет утверждать, что если Россия будет втянута в подобные конфликты и если они будут разворачиваться в масштабах страны, то вряд ли нам удастся обеспечить решение других жизненно важных программ поступательного развития, таких, как демографическая, обороны и безопасности страны, модернизации экономики, развития образования, здравоохранения и т.д.
Действительно, террористическая угроза, различного рода экстремистские проявления, факты ксенофобии в событиях последних лет в нашей стране нередко получают этническую и межконфессиональную окраску. Время от времени наше общество становится свидетелем преступлений на национальной почве. К общему сожалению, участились случаи убийств и других актов насилия, порожденных национальной, конфессиональной и расовой неприязнью. Я говорю об этом с чувством большой горечи, потому что в последние месяцы мне как президенту "Союза армян России" приходилось несколько раз разбираться в фактах убийства российских граждан армянской национальности, сталкиваться как с представителями экстремистски настроенных кругов российской общественности, так и с деятельностью правоохранительных органов.
Следует признать, что акты насилия, вызванные межнациональной, межконфессиональной и расовой нетерпимостью, в России не замалчиваются. Их решительно осуждают представители государственной власти, правоохранительные органы проводят расследования...
Национальные проблемы и преступления на этнической почве, таким образом, остаются в объективе постоянного внимания руководства страны и демократических институтов гражданского общества. Однако следует признать, что многочисленные негативные факты и последующее их расследование нередко имеют малую эффективность.
Подчас исполнителями преступных акций выступают введенные в заблуждение и управляемые несовершеннолетние лица. Особенность ситуации проявляется и в том, что нередко очевидные преступления на национальной почве представляются как мелкое хулиганство, встречаются случаи, когда в судах разбираются уголовные дела, пытаясь оправдать убийцу - обвиняют жертву.
Важно, что причинами подобной ситуации является и неэффективная пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях. И, наоборот, экранизация насилия, жестокости, националистических высказываний лиц, обличенных функциями власти, механически приводит к росту этнической нетерпимости, ксенофобии.
Говоря о проблемах межнациональных отношений и национальных меньшинств, мы не вправе забывать прежде всего и о проблемах русского народа, права и интересы которого так же, как и других народов России, нуждаются в защите государства и общества.
В советское время была единая система воспитания, образования и пропаганды. С раннего детства людям культивировалась идея патриотизма, интернационализма и дружбы народов. Общественные и государственные институты активно участвовали в деле воспитания толерантного поколения. С разрушением же Советского Союза, детских, молодежных и массовых спортивных организаций мы во многом потеряли накопленные десятилетиями ценности, пустили все на самотек. Подрастающее поколение и в особенности молодежь оказались под жестким воздействием антисоциальных явлений (криминала, насилия, наркотиков, проституции, СПИДа и т.д.), институт семьи оказался подверженным кризису, в сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные нашему обществу и культуре моральные ценности. Не случайно в своем Послании президент В.В. Путин, касаясь проблем призывников, справедливо отметил: "Сегодня огромное количество молодых людей призывного возраста имеют хронические болезни, пристрастие к алкоголю, курению, а порой и к наркотикам".
Что же делать в этой ситуации? Важно осознать, что национальная проблема многогранна, чрезвычайно сложна, ее решение требует мобилизации всего государственного аппарата, системы школьного и высшего образования, институтов гражданского общества. Национальная политика является актуальной как для имиджа нашей страны за рубежом, так и для внутренней стабильности России.
На встрече с активистами молодежного движения "Наши" в президентской резиденции "Бочаров ручей" Владимир Путин, касаясь проблем ксенофобии и национальной нетерпимости, верно подчеркнул, что вне зависимости от вероисповедания и национальной, этнической принадлежности мы должны осознать, что мы заинтересованы друг в друге, мы все обязаны соблюдать закон и уважать национальные особенности, культуру наших народов.
Нужна комплексная государственная программа по национальному вопросу, которая включала бы политические, правовые, духовно-культурные, экономические, институциональные вопросы. И в разработке контуров и основ такой программы в обязательном порядке должны участвовать состоявшиеся и зарекомендовавшие себя демократические институты гражданского общества, общероссийские этнические и конфессиональные организации.
Межнациональные отношения очень часто переплетаются с другими жизненно важными направлениями нашей жизни, в том числе с демографической ситуацией, миграционной политикой, вопросами административного управления, укреплением безопасности и обороноспособности страны, а также внешними связями нашего государства (особенно на постсоветском пространстве).
Возьмем развернутую программу преодоления демографического кризиса в России, впервые представленную в Послании президента. Для решения этой проблемы в числе других задач предлагается проводить эффективную и грамотную миграционную политику. Приоритетным же направлением совершенствования миграционной политики отмечается привлечение из-за рубежа (прежде всего из стран ближнего зарубежья) наших соотечественников. При этом необходимо предпочтение отдавать русскому и русскоязычному населению, "стимулировать приток в страну квалифицированной миграции - людей образованных и законопослушных", уважительно относящихся к российской культуре и нашим национальным традициям.
Безусловно, для успеха реализации прагматичной миграционной политики нам необходимо продолжить работу в парламенте по созданию совершенной правовой базы в этой сфере. Государственная Дума РФ недавно отклонила законопроект о миграции и отправила его на доработку. Понятно, что нам не следует поспешно принимать неквалифицированные законы, а потом тратить годы на их исправление. Поэтому здесь, как говорили древние, надо спешить медленно. В то же время становится вполне очевидным, что для реализации национальной стратегии в области демографии и миграции нам необходимо уже в скором времени иметь закон, учитывающий всю сложность и многомерность миграционной и национальной политики.
В последние годы мы наблюдаем приток мигрантов не только из стран ближнего зарубежья, которые в большей или меньшей степени находились в сфере советской, российской культуры, русского языка и имели предпосылки для более или менее органичной интеграции в новую среду обитания. Вместе с тем многие мигранты прибывают уже из стран дальнего зарубежья (Афганистан, Китай, Вьетнам и т.д.), они преимущественно не знакомы ни с языком, ни с традициями, ни с культурой российского общества. Процесс их интеграции в российское общество сопряжен с еще большими усилиями как со стороны этих мигрантов, так и со стороны властных и правоохранительных структур Российской Федерации.
В этой связи следует отметить целый ряд направлений, на которые, по моему мнению, российские власти должны сосредоточить свое внимание, с тем чтобы дать отпор как идеологии, так и практике ксенофобии, национального экстремизма и шовинизма. Прежде всего от органов власти и общественных организаций еще больших усилий потребуется для воспитания у многонационального и многоконфессионального народа России чувства российской идентичности. Осознание того факта, что все мы граждане одного Отечества, патриоты России.
Важным направлением комплексной национальной программы должна стать работа с молодежью, предусматривающая достойное образование и воспитание на принципах патриотизма, высокой духовности, толерантности, уважения культуры и обычаев других народов. Все наши программы, связанные с социально-экономическим развитием, дальнейшим курсом реформ, модернизацией Вооруженных сил, лишь тогда принесут успех, если мы осознаем, для кого все это делаем, то есть доверяем молодежи сохранять наши традиции и принципы преемственности поколений.
В этой связи президент правильно отметил, "что в школах надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи". И хотя это было сказано в контексте подготовки призывников и дальнейшего реформирования Вооруженных сил, важность патриотического воспитания молодежи имеет одинаковое отношение и к вопросу борьбы с ксенофобией. И эта задача должна реализовываться в рамках соответствующей программы, разработку которой президент уже поручил правительству.
В деле воспитания и образования молодежи и подрастающего поколения необходимо восстановить положительный отечественный опыт прошлых поколений и использовать позитивный опыт зарубежных государств. При этом в современном российском обществе должна возрасти роль общественных и конфессиональных организаций и объединений.
В обязательную программу школьного и вузовского образования следует ввести уроки дружбы и культуры народов России и мира. В образовательном процессе в школах и вузах нужен интернациональный компонент, ориентированный на то, чтобы воспитать у молодежи понимание многонациональной и многокультурной природы Российского государства. Думается, что надо объективно показать вклад каждого народа и выдающихся деятелей этого народа в становление и укрепление нашей страны, нашей культуры, нашей науки, наших Вооруженных сил и нашей безопасности. Чрезвычайно важна также целенаправленная политика в этой сфере средств массовой информации и особенно телевидения.
Следующей чрезвычайно важной проблемой является воспитание, как ни странно, у сотрудников органов правопорядка культуры межнационального общения и терпимого отношения к представителям других этнических и конфессиональных групп. Это в первую очередь относится к милиции, ОМОНу, представителям судебных органов власти и прокуратуры, которые непосредственно общаются с представителями разных национальных и расовых групп.
В этом вопросе нам следует возродить лучшие советские традиции, воспользоваться мировым опытом, последовать примеру США, Великобритании и целого ряда других стран. Там для этих категорий государственных служащих и сотрудников правоохранительных структур проводят специальные тренинги и воспитательные занятия, им читают лекции и прививают правильные поведенческие ориентиры. Можно предложить и другие меры, которые могли бы у нас улучшить ситуацию в межнациональных отношениях.
Взять, к примеру, национальный состав милиции в крупных городах и особенно в регионах, где компактно проживают национальные меньшинства. Насколько власть учитывает особенности менталитета местного населения, его психологическую совместимость с участковыми, с другими представителями органов правопорядка в тех случаях, когда они представляют только один этнос? Национальная палитра правоохранительных структур в таких регионах должна быть "многоцветной". Это исключит недоверие населения к милиции, укомплектованной в массе своей представителями одного этноса.
В меньшей степени эта проблема "совместимости" проявляется в крупных городах. К счастью, советская практика предоставления муниципального жилья исключала возможность образования национальных анклавов. Полагаю, что появление рынка частного жилья не приведет к возникновению национальных кварталов, поскольку стоимость жилья в строящихся домах недоступна безденежным мигрантам. Но даже при такой ситуации разнонациональные милицейские патрули на улицах городов, участковые, следственно-оперативные сотрудники создадут психологическую связь между всем населением и органами правопорядка, поднимут их престиж, укрепят доверие к ним.
Поскольку проблемы ксенофобии, этнического экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости являются серьезной угрозой внутренней безопасности Российской Федерации, то вполне закономерно, что составной частью государственной национальной политики должна стать эффективная работа российских правоохранительных органов и специальных служб. На мой взгляд, основными направлениями реформы в деятельности правоохранительной системы должны стать: работа на упреждение, то есть своевременное выявление, предупреждение и пресечение преступных явлений в сфере межнациональных отношений; активное сотрудничество и использование потенциала институтов гражданского общества, включая этнические и конфессиональные объединения; восстановление в практике органов безопасности и внутренних дел профилактики соответствующих правонарушений; ужесточение применения норм закона.
В связи с проблемой межнациональных отношений хотелось бы подчеркнуть, что сам факт объявления национального траура в России наряду с Арменией в связи с катастрофой пассажирского самолета армянской авиакомпании и гибелью 113 человек - граждан Армении и России, явился сигналом самого высокого звучания. Он был воспринят как подтверждение факта, что между нашими народами издревле существовали добрые, братские, дружеские отношения и они сохраняются и крепнут. Именно поэтому трагедия на Черном море воспринимается как общее горе народов Армении и России.
Важным направлением комплексной национальной программы остается стратегия укрепления добрососедских и стабильных отношений с нашими ближайшими соседями. И вновь президент В.В. Путин выделил в качестве перспективного проекта укрепление общего гуманитарного пространства в рамках СНГ. От характера политических взаимоотношений с нашими партнерами, перспектив и масштабов хозяйственной и культурной интеграции, степени вовлеченности стран-участниц СНГ в обеспечение коллективной безопасности во многом зависит прочность межнационального мира и согласия в обществе.
Наша точка зрения по основным элементам комплексной программы борьбы против ксенофобии, национальной нетерпимости и экстремизма является подтверждением гражданской позиции "Союза армян России" и более двухмиллионной армянской диаспоры. Если не предпринять действенных мер по реализации президентской программы сегодня, то завтра эта проблема как раковая опухоль может распространиться по всему организму нашего общества и государства и приведет к их разрушению. А это значит, что власть и общество ограничены во времени, они не могут и не должны проявлять медлительность и непоследовательность.
У нас сложился устойчивый стереотип: если за решение той или иной проблемы не берутся в полную силу государственный аппарат и правоохранительные структуры, то вряд ли можно ожидать серьезных результатов. Даже если это чрезвычайно острая проблема, от решения которой зависит существование самого государства. Однако нам следует отходить от этой порочной практики. Сила государства как раз в том, чтобы общество в лице полноценных гражданских институтов своевременно и эффективно сотрудничало с органами власти, помогало видеть проблемы снизу и предлагало оптимальные механизмы по их решению. Именно с этой целью в стране и создали Общественную палату, для этого действует законодательство об общественных объединениях. И от нашей гражданской позиции зависит, как мы будем дальше жить.