29.06.2006 02:00
    Поделиться

    Любовь Слиска: "Заботу о "сбережении" народа нельзя сваливать на одну медицину"

    Российская газета | Любовь Константиновна, поговорим о главном? Президент определил свои приоритеты: любовь, женщина, семья, дети. Почему важны именно эти?

    Любовь Слиска | Потому что с ними связано наше будущее. И это, поверьте, не громкие слова. Поставить их на первое место заставляют не только высокие чувства, но и инстинкт самосохранения нации.

    РГ | Проблемы демографии, о которых последние два месяца говорят много и во весь голос, не стесняясь удручающих цифр, едва не заслонили собой национальные проекты...

    Слиска | Совсем нет. Демография сама стала главным национальным проектом, который объединяет и запущенные осенью прошлого года четыре проекта - доступное жилье, здравоохранение, образование, аграрный. И это логично. Кто будет жить в построенных в ходе реализации нацпроекта домах, пользоваться услугами медицины, кто будет учиться и кто будет работать на сельскохозяйственной ниве, если в России каждый год умирает гораздо больше людей, чем рождается?

    Но, с другой стороны, если семья будет жить в тесноте, медицина не сможет в должной мере заботиться о здоровье населения, юные россияне не получат хорошее образование и страна не обеспечит себя полноценными продуктами питания, то прирост населения вряд ли произойдет, а если и произойдет, то обернется новыми проблемами...

    РГ | Значит, "сбережение народа", о котором вслед за Александром Солженицыным говорил Владимир Путин, категория не только количественная, но и качественная?

    Слиска | Безусловно. Некоторые наши советчики предлагают скорый способ решения демографических проблем и увеличения численности российского населения, ссылаясь при этом на опыт Европы, которая прирастает за счет мигрантов. Но нам ведь важно не только то, сколько людей будет жить на просторах нашей Родины, но и какими будут граждане России - будут ли здоровы, образованны, нравственны, деятельны... Это сложная и многогранная проблема.

    Как представитель законодательной власти я считаю, что решение ее во многом зависит от власти, от качества принимаемых ею решений. И прежде всего от ответственности власти: какие бы мы перед собой ни ставили задачи и как бы ни пытались изменить что-то в стране, пока каждый из нас, находящихся у власти, не почувствует бремя ответственности, ничего у нас не получится! Ни один национальный проект мы не доведем до конца, если никто ни за что не отвечает!

    У нас еще жива традиция, когда чиновник, проваливший какое-то большое дело, не несет за это наказания. Бывает, что и новую должность получает... А если и там будет уличен в непрофессионализме, найдет отговорку, объяснит свои неудачи нехваткой законов.

    Если бы органы, призванные следить за их исполнением, сами неукоснительно соблюдали законы, коррупция во властных структурах не достигла бы нынешнего уровня!

    Вы спросите, какое отношение это имеет к демографии? Прямое. Потому что во многом именно из-за коррупции в магазинах появляется левая водка, которая губит народ, растет число наркоманов, преступников, беспризорных детей и бездомных - происходит разрушение генофонда нации!

    Пресловутый квартирный вопрос в последнее время меня особенно беспокоит. Вы заметили - едва в стране заговорили о доступном жилье, цены на рынке жилья подскочили до небес! Какой же семье по карману такое "доступное" жилье, о каком сбережении народа в такой ситуации может идти речь?

    С демографией на сто процентов связан и Национальный проект по здравоохранению. Перспективы реализации его уже просматриваются. Появились родовые сертификаты, в регионах стала просматриваться положительная тенденция...

    Но для сбережения народа нужна забота не только о здоровье матери и ребенка (это, конечно, приоритет), но и о тех, кто подходит к черте пенсионного возраста.

    Статистика бесстрастно свидетельствует еще об одной "дыре" в демографии - увеличении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе из-за недоступности для многих пациентов операций по имплантации электрокардиостимуляторов. Из-за того, что кардиостимуляторы стоят очень дорого и минздравсоцразвития не предпринимает мер, чтобы сделать их более доступными, уходят безвременно из жизни люди, не получив своевременную помощь...

    Когда я занималась этой проблемой в Саратовской области, выяснила: оказывается, в России ежегодно надо менять порядка ста тысяч кардиостимуляторов. Согласно статистике в России в год по разным причинам умирают около 700 тысяч человек. Сколько людей можно было бы спасти с помощью только кардиостимуляторов, и причем отечественного производства?

    К примеру, Климовский завод в Подмосковье делает самые разные электрокардиостимуляторы, они прошли сертификацию, у них наивысшая степень качества, никаких рекламаций. Не на этом ли пути возникнет простая формула спасения и "сбережения" народа?

    РГ | Действительно все так просто?

    Слиска | Совсем непросто, но только на одну медицину заботу о "сбережении" народа мы сваливать не должны. Здоровому телу, как говорится, нужен и здоровый дух. А с этим у нас тоже в последнее время большие проблемы. Вот недавно некоторые представители думского Комитета по делам женщин, семьи и детей, откликаясь на президентское Послание, предложили ввести моду на многодетную семью. Кто же против? Но как это сделать, если столь прочно у нас укоренилась другая мода - на насилие, жестокость, вседозволенность, свободу сексуальных отношений? Если с телеэкранов этой "модой" российскую молодежь кормят с утра до вечера! Недавно, как я слышала, американский президент Джордж Буш в десятки раз увеличил штраф за неприглядные сцены на телевидении. Я бывала в Америке и могу свидетельствовать: до такого, как у нас, разгула секса и насилия на телевидении им далеко.

    И все эти "прелести" там начинают показывать с ноля часов и предупреждают, что это канал только для взрослых и платный. У нас же и дошколятам это доступно.

    Как же переориентировать общественное сознание на высокую нравственность? На это требуется время.

    РГ | Может быть, Совет по нравственности поможет? Как известно, вы стали сопредседателем этого совета?

    Слиска | Пока совет - он создан при министерстве культуры и массовых коммуникаций под руководством министра Александра Соколова - работать еще не начал. Но надеюсь, что деятельность совета будет способствовать тому, что он поможет возродить традиционные для России нравственные критерии.

    РГ | Это будет нравственная цензура?

    Слиска | Не цензура. Скорее пожелание, совет, рекомендация, чтобы руководители телеканалов, редакторы газет и журналов почаще вспоминали, что и у них есть дети и они смотрят телевизор. И благодаря такому телевоспитанию эти дети могут вырасти совсем не такими, какими мечтают их видеть родители.

    Мы давно говорим о том, что политика, проводимая большинством телеканалов, наносит вред нравственному здоровью россиян. Была надежда, что медиасообщество само урегулирует эти проблемы. Ровно год назад была даже подписана хартия телевещателей. Но, как оказалось, только для проформы. Она никого ни к чему не обязывает и практически не исполняется.

    Робкие попытки как-то защитить нравственное здоровье россиян слабеют перед валом критики и обвинений в якобы посягательстве на права человека, свободу печати и так далее.

    РГ | Но у вас тут есть могущественный единомышленник - Русская православная церковь. Как вы думаете, вера поможет нам решить демографические проблемы?

    Слиска | Я думаю, что мы должны направить на это общие усилия - государства, общества и церкви. На недавнем Всемирном Русском соборе выступил митрополит Кирилл. Его слова, я думаю, отозвались во многих сердцах даже тех россиян, кто далек от религии. Нам давно пора задуматься, понять, от чего нам польза, а что - во вред. И не следовать тем идеям, которые нам чужды. Ведь права человека заключены и в том, чтобы ему никто не навязывал ту идеологию или те принципы, которые он считает безнравственными. Вот сейчас нас настойчиво подталкивают к отмене смертной казни. Наверное, на саммите "восьмерки" опять будут упрекать за то, что мы не ратифицировали шестой протокол Европейской конвенции о правах человека. Соглашения соглашениями, но мы-то должны слушать и слышать глас народа, исходить из реалий и признать, что Россия пока не готова к отмене смертной казни.

    Об этом свидетельствуют и опросы общественного мнения.

    РГ | Опубликованы результаты исследования, проведенного социологами МГУ, которые меняют расхожее представление о молодежи - новое поколение россиян не так плохо, как привыкли мы считать. Из молодежной среды уходят агрессивная индивидуальность, культ силы, молодежь тянется к традиционным ценностям, особенно верующая ее часть - немалая, как выясняется, - всего четыре процента опрошенных россиян отрицательно относятся к церкви. Эти выводы социологов подтверждаются вашим личным опытом?

    Слиска | Недавно я была в Серафимо-Дивеевском монастыре и поразилась - на службе в храме почти одна молодежь! Оказалось, студенты после сдачи сессии из разных мест приехали благодарить Божью Матерь, Серафима Саровского... В последнее время стало особенно заметно - все больше молодых россиян обращается к православной вере, к ее ценностям. И не только по цифрам, которые вывели социологи. Меняется молодежь, и меняется к лучшему. Это видно по глазам, ведь глаза - зеркало души...

    РГ | Вы считаете в России реальной угрозу фашизма? Или сейчас объявлена война несуществующему врагу?

    Слиска | В России фашизм никогда не приживется, как бы, может, кто-то этого не хотел. Но забота о том, чтобы на родной российской почве не разрослись сорняки, мне не кажется лишней.

    РГ | А можно ли поправками в законодательство поставить препятствия на пути экстремистов во власть?

    Слиска | И законы есть, и возможности у органов юстиции, которые должны следить за соответствием деятельности общественных организаций заявленным целям и отсекать нежелательные элементы на начальном этапе.

    Поделиться