В музее Мураново 86-ю годовщину отмечали со слезами на глазах

Напомним, что в ночь на 27 июля в музее случился страшный пожар.

- То была страшная ночь, - вспоминает директор "Мураново" Владимир Пацюков. - Несколько часов сотрудники музея и пришедшие им на помощь жители окрестных селений в кромешной тьме и едком дыму из объятого пламенем здания вытаскивали на себе экспонаты мурановской коллекции. Буквально "всем миром" нам удалось спасти большую часть экспозиции. Главное, вынесли бесценный архив поэта, огромную коллекцию фарфора и живописи. Но все же некоторые картины Айвазовского и домашняя утварь XVIII века утеряны безвозвратно.

То, что дом Федора Тютчева не сгорел полностью, музейные сотрудники считают настоящим чудом. "Он полыхал по периметру, языки пламени прорывались то с южной, то с северной стороны. В течение четырех часов двенадцать пожарных расчетов не могли справиться с огнем, - рассказал корреспонденту "РГ" Пацюков. - Основная проблема заключалась в том, что пробраться к очагу возгорания было практически невозможно. Ради этого пришлось даже разобрать часть крыши. Дом ведь спроектирован довольно необычно. Он сделан из деревянного сруба и облицован кирпичом. Но между бревнами и кирпичной кладкой существует небольшое воздушное пространство. По нему и гуляло пламя. Его не получалось залить ни снаружи, ни изнутри".

Но, несмотря на катастрофу, "Мураново" живо. Действует и всегда открыт для прихожан расположенный на территории "дворянского гнезда" храм Спаса Нерукотворного, а также старый усадебный парк с вековыми дубами и соснами. И в свой день рождения музей радушно принимал гостей. Получилось так, что музейный праздник совпал с религиозным. В этот же день, 1 августа, православные христиане чтят память преподобного Серафима Саровского. Поэтому немало верующих собралось во вторник у дверей храма, во-первых, чтобы помолиться святому, а во-вторых, попросить у него помощи в восстановлении музея.

По предварительным оценкам, на полное восстановление музея и экспозиции потребуется порядка восьмидесяти миллионов рублей. Согласно распоряжению подмосковного губернатора Бориса Громова чуть больше половины необходимых денег будет выделено из областного бюджета. Причем произойдет это уже в нынешнем году. Остальную же сумму музейщикам придется искать самим.

- Многие люди и благотворительные организации уже предлагают нам денежную помощь, - сказал Владимир Пацюков. - Но мы не можем ее принять, поскольку не успели еще открыть расчетный счет. На днях он будет открыт, и тогда уж можно перечислять деньги. Кроме того, потомки семейства Баратынских, чей предок (поэт и философ Евгений Баратынский), собственно, и был первым владельцем усадьбы, а также Тютчевых хотят создать фонд "Друзей "Мураново". Через него они тоже планируют собирать средства на восстановительные работы.

Абсолютно точно, что до конца этого года отремонтировать дом не удастся. По словам директора "Мураново", сейчас специалисты займутся консервационными работами: изучат состояние конструкции и определят фронт и объем работ. В том случае если реставрация будет проходить поэтапно, то, по самым оптимистичным прогнозам Пацюкова, уже в следующем году часть помещений будет открыта для приема посетителей. "Но, скорее всего, реставрация будет проводиться комплексно, - предположил директор. - Тогда первые экскурсанты переступят порог дворянского дома как минимум через два года (но и это при нормальном финансировании). Но музей не закроется. Возможно, часть экспозиции будет выставлена в других наших помещениях, в том же храме, например. Пока коллекция разместилась в усадьбе, в наших служебных помещениях. В дальнейшем мы планируем передать экспонаты на хранение в другие музеи Московской области".

Уцелевшие и не требующие реставрации экземпляры мурановской коллекции дирекция музея-усадьбы не собирается прятать в запасниках, а будет экспонировать на других выставочных площадках столицы и области.

 КОМПЕТЕНТНО

Анна Колупаева,

начальник управления культурного наследия, художественного образования

и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии:

- Для нас основная задача - максимально спасти фондовые предметы, которые пострадали от огня и воды. Часть музейных реликвий будет отправлена в реставрационный центр имени Грабаря. Очень важно сохранить мемориальную библиотеку. Единственный эффективный метод сушки промокших книг, как уже показал горький опыт, - вымораживание, а специальных камер-морозильников мало. Когда горела библиотека Академии наук в Петербурге, большая часть книг также пострадала не от огня, а от воды. И вымораживание оказалось весьма действенным. В этом случае реставраторам остается только иней снять со страниц и - книги целы.

Что же касается самого здания, то у нас остался проект реставрации, который подготовили к юбилею Тютчева. Автор проекта сейчас в отпуске, он возвращается в августе. Возобновим работу. Будет восстановлено все. "Мураново" было, есть и будет. Это даже не обсуждается. Если в области денег на консервационные работы не хватит, мы обязательно поможем.

Реставрация памятников истории культуры федерального значения, коим является музей-усадьба "Мураново", ведется через федеральную целевую программу "Культура России". Как сделать заявку на участие в этой программе, прекрасно знают и в музее, и в министерстве культуры Московской области.