Эксклюзивные подробности трагедии на Черкизовском рынке

Российская газета: Юрий Юрьевич, как уже сообщалось, следствием по делу о взрыве на Черкизовском рынке задержаны три человека. Это действительно те люди, которые принесли бомбу на рынок и кто они такие?

Юрий Семин: Сегодня я могу смело говорить, что мы действительно задержали людей, причастных к этому страшному преступлению. Это уроженец города Глазова в Удмуртии Илья Тихомиров, москвичи Олег Костырев и Валерий Жуковцов. Первые двое 1986 года рождения, третий на два года моложе. Все они студенты московских вузов. Костырев перешел на 4-й курс Российской академии имени Менделеева, Тихомиров - третьекурсник Московского государственного социального университета и Жуковцов поступил на первый курс МИИТа.

Идея провести акцию на Черкизовском рынке принадлежит Костыреву и Тихомирову. Первый изготовил в общежитии взрывное устройство, рецепт которого взял из Интернета, а второй - взрыватель. Бомба, по сути своей, примитивная. Ее компоненты можно приобрести практически свободно: это аммиачная селитра, алюминиевая пудра, сахарный песок, ацетон и серная кислота.

Взрыватель тоже ничего сложного из себя не представлял: будильник, выполняющий роль замедлителя, провода и батарейки.

Перед тем как пойти на дело, они посвятили в свои планы Жуковцова. Он должен был вести наблюдение и обеспечить отход. Накануне троица провела разведку. Они определили место, где заложат бомбу, и время. В назначенный день "Х" они привезли на метро две сумки с компонентами для взрывного устройства, прошли на рынок, поставили их и привели взрыватель в боевое положение. Через 55 секунд произошел взрыв.

Жуковцов вместо того, чтобы обеспечивать отход своих товарищей, убежал, а Костырева и Тихомирова схватила охрана рынка вместе с другими людьми.

РГ : То есть сработала охрана профессионально?

Семин: Это так. Нам, если так можно сказать, повезло. В противном случае мы бы по сей день строили различные версии. Я хочу сказать, что все наши усилия, направленные на повышение бдительности москвичей и ЧОПов, несущих охрану объектов, даром не прошли.

РГ: Задержанные признали свою вину?

Семин: Да, причем в присутствии адвокатов. Но наша уверенность в причастности их к этому преступлению основывается не только на этом. Признание, как известно, человек может намеренно исказить, можно и получить его под давлением. Они показали, где изготавливали бомбу и хранили входившие в нее компоненты. Причем в таком количестве, что можно было сделать еще не одно взрывное устройство. В ходе обысков все эти улики были обнаружены.

Тихомирову и Костыреву уже предъявлены обвинения по четырем пунктам статьи 105 УК РФ.

РГ: Вы будете продолжать следствие?

Семин: Безусловно. Необходимо ответить еще на целый ряд вопросов: были ли у них сообщники, не причастны ли они к аналогичным преступлениям или каким-либо правонарушениям. Будем проверять их связи, которые могут вывести на их сообщников, если они у них, конечно, есть. Тот же Тихомиров уже попадал в поле зрения милиции.

РГ: Вы могли бы дать им характеристику, что это за молодые люди, в каких семьях они росли?

Семин: На первый взгляд это обычные ребята, отравленные ядом национализма. В результате они попали в так называемый разряд маргиналов. Тот же Жуковцов, к примеру, вырос в неполной семье. Его мама воспитывала троих детей. То есть он изначально рос в протестной среде, заряженной на негатив. Ему не хватало лишь врага. И вот он его нашел в лице людей другой национальности, торговавших на Черкизовском рынке.

Самое страшное в этой истории, что подобные ребята не входят в организованные группы политической направленности. Они никем не контролируются: ни старшим товарищем, ни государством. Поэтому они вдвойне опасны. У них есть идеология, но нет конкретной цели. Это клоны Багровых и Каляевых, которые в конце прошлого века совершали покушения на царей и важных государственных чиновников. Но те, считая себя революционерами, полагали, что действуют из благородных убеждений, ради "освобождения трудового народа из-под гнета царизма". А эти - из-за банальной ненависти к людям другой национальности.

РГ: Все ли жертвы взрыва уже опознаны?

Семин: На сегодняшний день опознаны 7 из 10 погибших на рынке. Среди них двое россиян, трое таджиков и два узбека. Личности оставшихся троих погибших устанавливаются.

Кстати

В среду Замоскворецкий суд Москвы выдал прокуратуре санкции на арест обвиняемых в совершении взрыва на Черкизовском рынке - Ильи Тихомирова и Олега Костырева.

Студенту третьего курса Московского государственного социального университета Тихомирову инкриминируют четыре пункта статьи 105 УК РФ - убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом в составе группы на почве национальной розни.

Позднее в суд доставили химика Костырева. Ему предъявили такое же обвинение, поэтому решение суда было отчасти предсказуемым.

Судьба третьего члена группы Валерия Жуковцова до сих пор не решена. Прокуратура пока не предъявила ему обвинения.