Сейчас особняк Раневской - памятник культуры, входящий в реестр объектов культурного наследия. Однако, как выясняется, дела до этого никому нет. Дому уже более ста лет, и, по словам жильцов, все это время в здании не было капитального ремонта. Именно это стало причиной того, что нынешние обитатели дома, а это четыре семьи, решили дать объявление о продаже.
В советские времена особняк семьи Раневской, одной из самых состоятельных в Таганроге (отец Фаины - Гирша Фельдман был старостой Таганрогской хоральной синагоги, основателем приюта для престарелых евреев, имел немало других общественных должностей), превратился в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Одна семья жила в столовой, другая - в спальне и детской будущей знаменитой актрисы.
Здесь до сих пор многое напоминает о прошлом, и, бродя по комнатам с высоченными, под пять метров потолками, легко представить жизнь маленькой Фаины, чья впечатлительность и драматический талант зрели в этих стенах. К чести жильцов, двое из которых, впрочем, давно позакрывали свои комнаты и живут в других местах, сохранено и внутреннее убранство дома: старинная лепнина, шпингалеты на добротных окнах, которые маленькая Раневская, по собственным воспоминаниям, использовала в качестве... орехокола, даже кожаные подлокотники на перилах, которые касались тысячи рук, и те сохранены. А живущий тут ныне на втором этаже профессор Таганрогского радиотехнического университета Николай Заграй самолично реконструировал старый камин. Именно он все эти годы инициирует создание музея Фаины Раневской. Даже гостевую книгу завел для посетителей, которые узнают об этом доме чаще всего совершенно случайно. По его рассказам, даже актер Сергей Юрский отметился тут с визитом!
- Фактически музей существует, - считает и председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. - Дом цел, и даже не в аварийном состоянии, с богатой внутренней отделкой, сохранены многие документальные свидетельства из жизни великой актрисы, сыгравшей так мало ролей, но сделавшей себе такое всемирно известное имя, существуют еще живые свидетели ее таланта. Нет, видимо, только одного: желания увековечить дом, где она жила.
В министерстве культуры области об участи дома Раневской знают, но пока он не стал музеем, он не может попасть "под крылышко" министерства, определить его статус должны городские власти. В отделе культуры Таганрога почему-то мало осведомлены об этой "жемчужине", которая могла бы стать визитной карточкой города, наряду с домиком Чехова или дворцом Алфераки. Не сумев назвать и точный возраст дома, здесь на вопрос об отношении к этому дому ограничились ответом: "Мы прорабатываем вопрос об определении статуса дома на улице Фрунзе. Капитальный ремонт - это очень большие затраты".