- Деление стандарта на три части не в полной мере отвечает требованиям, которые предусмотрены пунктом 5 статьи 43 Конституции, - говорит заместитель директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Наталья Третьяк. - Закон устанавливает только один федеральный государственный образовательный стандарт. А когда мы делим его по разным компонентам - никакой целостности не получается. Кроме того, как показала практика, трехкомпонентная структура не работает, например, для аспирантуры и докторантуры.
Напомним, что образовательные госстандарты в нашей стране формировались с 1992 года. Тогда появился федеральный компонент - предметы, которые должны изучать все школьники во всех российских регионах, и региональный - уроки, характерные только для данного региона. С 2000 года прибавилась еще одна составляющая - образовательного учреждения, когда некоторые предметы вводит в учебный план руководство школы.
Деление образовательного стандарта на три части не соответствует Конституции РФ
Действующий стандарт общего, начального профессионального и среднего профессионального образования определяет обязательный минимум содержания образовательных программ и минимальный объем учебной нагрузки. Как раз об этих его составляющих с недавних пор идут горячие дискуссии: сегодня обязательный минимум программ стремительно превращается в максимум набора знаний. А от этого перегрузки на уроках и стремительное ухудшение здоровья школьников. Качество знаний теряется за количеством учебных предметов и зубрежкой.
Специалисты министерства образования и науки предлагают изменить структуру образовательного Госстандарта и включить в него требования к общим, социальным, профессиональным умениям, которыми должен владеть выпускник.
В департаменте государственной политики в образовании минобрнауки уже разработано описание структуры образовательных программ, где есть требования и к "пропорциям" различных наук в программе - гуманитарных, естественнонаучных, математических. Прописаны, как рассказала Наталья Третьяк, и требования к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы.
- Основанная образовательная программа будет реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт с учетом региональных, национальных особенностей, специфики и вида школы, а также потребностей и запросов самих учеников, - поясняет Наталья Третьяк. Требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, учебные программы курсов, предметов, дисциплин, учебных модулей, перечень используемых учебников - все это будет четко прописано. Для образовательных учреждений профессионального образования будут учитываться и программы практик, календарный учебный график и методические материалы.
Исаак Калина, директор департамента госполитики в образовании Министерства образования и науки РФ:
- Стандарты, утвержденные приказом прежнего министра образования Владимира Филиппова в марте 2004 года, действуют и сегодня, и неверно говорить, что современное образование развивается при отсутствии стандартов. Другое дело, что эти стандарты требуют изменения, над чем мы и работаем сегодня вместе с Академией российского образования и всем научно-педагогическим сообществом. Предполагаем, что через год-полтора в стране появятся образовательные стандарты третьего поколения.