Об основных ошибках и о том, как их исправлять, наш разговор с секретарем по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иереем Михаилом Дудко.
Российская газета| Отец Михаил, как часто вы натыкаетесь на чрезвычайную неграмотность во взглядах на православие?
о. Михаил Дудко| Cамые яркие примеры невежества мне запомнились по учебе в семинарии. Тогда мода на религию только начиналась, и нас осаждали толпы журналистов. Когда надоедало отвечать на однотипные вопросы: "А вы обязательно станете монахами? А можно ли вам жениться? А как вы выбираете невесту?", мы в ответ шутили: "У нас есть определенный день, когда к нам приходят кандидатки в будущие матушки-невесты, мы ходим по рядам и выбираем". А на вопрос, большая ли у нас зарплата и как нам ее платят, отвечали, что вообще не платят, мы приходим в подвал, где висит большой мешок с деньгами, и уж кто сколько из него в этот день ухватит... Ну тут они уже, как правило, догадывались, что их дурачат, а мы признавались, что это игра.
Не самое яркое, но ближайшее по времени свидетельство: вчера или позавчера один из телеканалов, представляя меня и наш отдел, вместо слов "Священный Синод" произнес в открытом эфире "Священный Союз".
РГ| Может, издать для журналистов памятки, словари?
о. Михаил| Журналисты, настоящие профессионалы - а их становится все больше - всегда все перепроверяют. Но вот когда говоришь о религиозных и церковных реалиях с обычными светскими людьми, они часто признаются в своей безграмотности, ссылаясь на то, что "времена такие были". Но при этом те же самые люди выступают и противниками преподавания основ православной культуры в школе, прибегая к аргументам вроде "религия - дело интимное". Вот это меня поражает: одни и те же люди признаются в своей безграмотности и выступают ярыми противниками механизмов ликвидации этой безграмотности. Мы все-таки должны знать и о св. Георгии Победоносце, изображенном на гербе Москвы, и о высших образцах русской иконографии. Понимать, почему преподобный Сергий Радонежский благословил св. Димитрия Донского на Куликовскую битву. И почему иконография Святой Троицы - символа единства - в России так уникальна. Вычеркивать этот пласт культуры из нашей жизни нельзя, хотя охотники находятся. Мы хотим также напомнить, что священники по закону имеют право факультативно преподавать во внеурочное время в любой государственной школе "Основы религии". А тут уже будут и молитвы, и вероучение, и Священное Писание - для тех детей, которые пожелают это изучать.
РГ| Прихожане вас часто поражают необычными представлениями?
о. Михаил| И прихожанам нужно серьезное системное образование. Как правило, люди необразованные в церкви обращают особое внимание на внешнее, обеспокоены деталями: как повязать платок, какой длины должна быть юбка, какой рукой свечку передать, какой именно иконе молиться в той или иной нужде и горести, а самое главное - внутреннее содержание веры - пропускают.
РГ| Каковы тенденции - религиозная необразованность уменьшается, увеличивается?
о. Михаил| У нас сейчас много говорят и пишут о вере - в теленовостях, газетах, но все ограничивается поверхностным слоем. В результате люди думают, что они о церкви все узнали, им надоели одни и те же пышные церемонии и ответы на примитивные вопросы, касающиеся поверхностного и бытового слоя веры. Складывается впечатление, что за этим ничего больше и нет. Надо открывать другой слой веры - не бытовой, традиционный, этнографический, тогда во многих головах просветлеет.
Я видел, как люди за один час меняются на всю жизнь. А в какой руке он держит свечку – не важно
РГ| А что вас удивляло из мировоззренческих ошибок?
о. Михаил| Часто приходится слышать клише, что все религии равны и учат добру, а в связи с этим не надо зацикливаться на одной, но пребывать и там и здесь сразу, или еще лучше - сконструировать свою религию, подражая хотя бы Льву Толстому. И только очевидные примеры и вопросы - "сатанисты" по закону тоже религиозная организация, они что, по-вашему, тоже учат всех добру?" - заставляют задумываться...
РГ| Как должны вести себя люди, когда пересекаются церковная культура и светский этикет?
о. Михаил| Пусть это не покажется подхалимажем, но для меня эталоном светского поведения по отношению к религиозным обрядам и святыням является поведение президента: для него никакого труда не представляет перекреститься, приложиться к иконе именно так, как это делает верующий православный. При этом он не акцентирует, не афиширует свою религиозность. У любого человека есть право на свободу совести, и занятие каких-либо должностей отнюдь не отменяет этого конституционного принципа.
РГ| Очень много раздается насмешек над большими начальниками, с венчальными свечами стоящими на ночных службах...
о. Михаил| Мои личные впечатления от высокопоставленных чиновников на службе весьма определенны: те, кто не хочет приходить, не приходят. По должности уже давно никто в храм не ходит. А говорить такому человеку: почему 10 лет назад ты был партийным деятелем, а сегодня в церкви стоишь?.. Главное, что я усвоил будучи священником: люди меняются. Я видел, как люди за один час меняются на всю жизнь. А в какой руке он держит свечку - не важно. Перед Богом стоит не министр, не президент, не генерал - человек.
РГ| Нужна ли религиозная образованность атеисту?
о. Михаил| Если он настоящий атеист, ему нужно знать предмет своего отрицания, иначе он просто невежа. Я, правда, не встречал, чтобы человек, декларировавший атеизм, хорошо знал, что он отрицал. Общество атеистов сейчас возрождается, но они занимаются скорее антиклерикализмом - антицерковной деятельностью. А быть серьезным атеистом не так уж просто. По моему опыту серьезные атеисты, как правило, переходят в разряд людей верующих.
РГ| Стоит ли преподавать основы других культур людям других вер и конфессий?
о. Михаил| Исламскую культуру у нас уже преподают. На Северном Кавказе остро понимают, что если не преподавать, то вместо знающих людей, лояльных государству, придут экстремисты. В Чечне, Ингушетии, Дагестане официально введены основы исламской культуры в школах. Иудеи могут изучать в школах основы своей религиозной культуры в местах компактного проживания. Буддисты - то же самое. А преподавание основ православной культуры натыкается на необоснованный протест. В некоторых регионах России преподавание идет более 10 лет, и нигде это не вызывало религиозного напряжения. Социологические опросы подтверждают, что более половины родителей хотят, чтобы их дети изучали основы православной культуры. Противники - в меньшинстве, но они люди громкие.