Александр Сокуров только что вернулся из Рейкьявика, где ему была вручена премия "За вклад в киноискусство".
Премию вручали министры культуры и иностранных дел. В Рейкьявик летел, едва успев заехать домой из Чечни, где шли съемки его нового фильма "Александра".
Сейчас собирается в Москву - в Большой театр, где весной состоится премьера "Бориса Годунова" в его постановке.
Российская газета| Александр Николаевич, во-первых, позвольте поздравить с премией. Как было в Исландии?
Александр Сокуров| Мне было очень интересно в такой далекой, в такой уникально цивилизованной стране. В очередной раз убедился, что все наши ссылки на климат, на необустроенность относятся только к нам самим как к народу и проблема только в нас самих, а не в погоде, расстояниях.
РГ| Как идет работа над "Борисом Годуновым" в Большом театре: оперная постановка - жанр для вас новый?
Сокуров| Работа идет тяжело. Премьера - 24 апреля. Ищем исполнителей. Нужны не только хорошие голоса, но и личности. Для русской оперы принципиален масштаб личности. "Риголетто" или "Травиату" может спеть любой хороший вокалист, все остальное сделает режиссер. С русской оперой - совсем не так. Я с тревогой жду репетиций с актерами.
РГ| В конце года на экраны выходит ваш новый фильм "Александра" с Галиной Вишневской в главной роли. Действие происходит в сегодняшней Чечне?
Сокуров| Пожилая женщина приезжает в Чечню к своему внуку, капитану Российской армии. И проводит в его части три дня. Вот об этих трех днях картина. Я впервые сам писал сценарий игрового фильма. Сценарий написан специально для Галины Павловны, которую я очень люблю.
РГ| Вишневская рассказывала, что, когда она прилетела в Минводы, в аэропорту ее встречала машина и автоматчики - охрана...
Сокуров| Да, с нами очень хорошо работали и МВД, и ФСБ, помогали, делали все необходимое. Мы пробыли там месяц. А вот журналисты не постеснялись подставить Вишневскую и всю съемочную группу под пули.
РГ| То есть?
Сокуров| Информация о наших передвижениях по Чечне и местах съемок попадала в средства массовой информации. И практически все вняли моим просьбам не обнародовать ее. Все поняли, что это более чем опасно, что может угрожать жизни Галины Павловны, да и съемочной группы тоже. Все честно молчали. Кроме РТР, которое несколько раз выдавало в эфир информацию о нашем местонахождении, несмотря на неоднократные мои просьбы не делать этого.
РГ| Вы довольны своим документальным фильмом "Элегия жизни. Вишневская. Ростропович" - к 80-летию певицы?
Сокуров| Я хотел рассказать о людях, которые достигли вершин, не создав вокруг себя руин. Все, что они делали - шли ли на компромиссы, вступали ли в борьбу с системой, - все прозрачно. Все честно. Это огромная редкость. Вот потому я хотел рассказать о них в жанре элегии. Они смогли остаться личностями и в жизни, и в профессии несмотря на сложнейше внешние обстоятельства. Так не бывает, что причиной наших неудач становятся только внешние обстоятельства: просто мы внутренне с ними не справляемся. Все в нас самих, внутри.