Стремительная коммерциализация высшего образования заставила власти всерьез заняться переустройством его финансирования. Закон "Об автономных учреждениях", опубликованный 8 ноября "Российской газетой", предоставляет право некоммерческим организациям, и не в последнюю очередь вузам, самим зарабатывать и изыскивать средства на развитие. Конкретный механизм пополнения вузовской казны - через благотворительность - прописывает другой новейший документ - законопроект "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", разработанный минэкономразвития. Документ был внесен в Госдуму в конце октября и в ближайшее время должен пройти первое чтение. Одна из проблем: будет ли все же разрешено средствам государственного бюджета участвовать в формировании капитала новых фондов.
Речь, по сути, идет о новых отношениях бизнеса и государства (см. также "Российскую газету" от 31 октября). Документ вводит в российское законодательство механизм эндаументов - специальных фондов благотворительного характера, средства которых не расходуются на текущую деятельность, а инвестируются и дают регулярный доход. В принципе и существующее законодательство дозволяет создавать подобные фонды. Однако при нынешнем налоговом режиме эндаумент не очень эффективен, так как предполагает как минимум двойное налогообложение: вначале благотворитель вносит средства из своей чистой прибыли и платит с них налоги, затем уже некоммерческая организация облагается налогом на доход от инвестиций.
Предложенный минэкономразвития пакет документов (закон о целевом капитале и проект соответствующих изменений в НК РФ) разрешает эти проблемы. Главная налоговая новация в том, что НКО освобождается от уплаты налога как с тех доходов, которые она получает от эндаумента, так и от налога с самих пожертвований.
Таким образом, некоммерческим организациям предоставляется максимально благоприятный режим.
Впрочем, гладко сразу не бывает. На встрече Дмитрия Медведева с общественностью и предпринимателями, посвященной обсуждению законопроекта, первый вице-премьер заметил: "Сто процентов, что возникнут проблемы с налоговой службой. Документ настолько новаторский по своей сути, что невозможно будет сразу избежать спорных проблем".
Разработка ведомства Германа Грефа, по сути, ориентирована на крупные вузы и учреждения культуры, а реальным адресатом законопроекта является российский бизнес. На том же совещании Дмитрий Медведев заявил, что "нет лучшего способа дискредитировать эту идею, как разрешить инвестировать в эндаумент средства из государственного бюджета".
Однако минэкономразвития вначале не исключало, что создаваемые фонды целевого капитала будут формироваться в том числе и за счет государственных средств. "Мы в законопроект заложили возможность регулирования государственных средств в эндаументах (фонд целевого капитала) отдельным законом", - говорил замминистра Андрей Шаронов. Он подчеркивал, что таким образом может быть создана возможность участия государства в финансировании частных благотворительных проектов, в которые иными способами государственные средства поступить никак не могут. Закон о направлении госсредств в эндаумент, по словам А. Шаронова, может быть принят после вступления в силу основного закона о фондах целевого капитала.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин не против того, чтобы поскорее запустить закон в действие в нынешнем виде, хотя прежде лоббисты РСПП настаивали на том, чтобы средства, перечисляемые в эндаументы, исключались из налоговой базы. Вкладывать деньги в образование предпринимателей заставляет сама жизнь. "Разрыв между системой образования и рынком труда катастрофически углубляется", - говорит Александр Шохин. Министр образования и науки Андрей Фурсенко отмечает падение качества образования: вузы недовольны уровнем подготовки выпускников школ, а работодатели - квалификацией молодых специалистов. Связке образования и производства, по мнению ректора МГТУ им. Баумана Игоря Федорова, мешает то, что в настоящее время вузы, являющиеся источником новых идей и технологий, сами не могут непосредственно участвовать в инновационном процессе. В соответствии с Гражданским кодексом у государственных учреждений нет права самостоятельно распоряжаться результатами научно-технической деятельности, интеллектуальной собственностью в виде изобретений, разработанных моделей, промышленных образцов, продавать лицензии, учреждать малые инновационные предприятия.
Законодательная база не позволяет бизнесу участвовать в формировании учебных программ. Решение о том, как и чему учить студентов, сейчас могут принимать только государственные органы, а предприятия ведут образовательную деятельность лишь на основании каких-то личных договоренностей с руководителями вузов. Законы "Об автономных учреждениях" и целевом капитале, как ожидается, помогут гармонизировать интересы бизнеса и образования.
Представители отечественного образования, с одной стороны, жестко выступают против влияния благотворителей на расходование средств эндаументов, с другой - требуют решительного увеличения размеров целевых фондов и ужесточения их привязки к получателям средств. "Бизнес может и должен участвовать в финансировании учебных заведений, - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, считающийся идеологом сотрудничества бизнеса с образованием. - Но мне представляется, что в законе имело бы смысл более четко прописать механизм связывания эндаумента с конкретным вузом. В противном случае получится: сегодня дам деньги, а завтра не дам. Выходит, что это вовсе и не твой эндаумент, а благотворителя".
Не полностью законопроект о целевом капитале пока устраивает и предпринимателей. Их главная претензия относится к предписанной документом консервативности инвестиционных стратегий. Эксперты отмечают, что ограничения на объекты инвестиций целевого капитала сходны с теми, что установлены для пенсионных фондов, то есть минимизируют риск. Но чем ниже риск, тем меньше и доходность, а это может отпугнуть многих благотворителей. Нелогичны, по их мнению, и некоторые другие ограничения: например, закон разрешает вкладывать средства в российские акции и облигации, но не в российские ПИФы, позволяет инвестировать в недвижимость, но принимать пожертвования в виде недвижимости запрещает (только денежные вклады).
Тем не менее поддержка законопроекта крупным бизнесом, судя по всему, обеспечена. Всплеск его интереса к целевому капиталу во многом связан именно с образовательными проектами. А это значит, что после вступления закона в действие (по "оптимистическому сценарию", озвученному Дмитрием Медведевым, это может произойти 1 января 2007 года) инициатива должна перейти на сторону вузов и других НКО. Им предстоит заниматься настоящим продвижением идеи эндаумента, бороться за благосклонность предпринимателей, а в будущем и частных лиц, выдвигать привлекающие внимание проекты. Иначе говоря, научиться говорить с бизнесом на одном языке.