Этот и другие вопросы, касающиеся отечественной избирательной системы, журналисты газеты задали председателю Центральной избирательной комиссии России Александру Вешнякову.
Российская газета | Александр Альбертович, почему такая спорная, с точки зрения общественного мнения, поправка, как отмена порога явки, была принята так быстро. Например, вокруг не менее спорной поправки об отмене графы "против всех" шла полноценная дискуссия. Здесь же принципиальное изменение избирательного законодательства состоялось буквально в две недели.
Александр Вешняков | Мне кажется, что даже быстрее. Дело в том, что первое чтение проекта федерального закона, вносящего изменения в закон об основных гарантиях и Гражданский процессуальный кодекс, состоялось в последний день весенней сессии 8 июля. Вы помните, мы очень сильно его критиковали за то, что там предлагалось возродить в полном объеме досрочное голосование на федеральных выборах и на выборах в законодательные органы власти субъектов Федерации. Там же предлагались новые основания для отказа в регистрации кандидатам и снятия с регистрации. В том числе такие, как, например, ненадлежащее оформление документов и неполнота сведений, которые представил кандидат. Ко второму чтению законопроект готовился почти четыре месяца, и на завершающей стадии работы, 7 ноября, появилась поправка, предлагающая отменить порог явки вообще. Ее внес депутат Александр Москалец. Ну а уже через несколько дней состоялось второе чтение, и я должен отметить тот положительный факт, что нашу критику все-таки услышали, и большинство наших предложений, которые мы к этому проекту вносили, были приняты. Но в том числе была принята и поправка Москальца. Почему все произошло так быстро? Это вопрос не ко мне, а к нашим законодателям, депутатам Государственной Думы.
РГ | Как вы к этому решению депутатов относитесь? Зачем так срочно понадобилась отмена явки, чем это аргументируется?
Вешняков | Я уже высказал депутатам свою точку зрения. На мой взгляд, это решение преждевременно. Тем более и так уже сделано много серьезных радикальных изменений в нашем избирательном законодательстве. Действительно, во многих странах мира, в большинстве демократических стран, нет порога явки. Но в то же время у нас, в России, есть своя особенность, своя специфика и конкретные условия, в которых проходят выборы. Более того, по многочисленным встречам, которые у нас проходят с политическими партиями, кандидатами, избирателями в регионах, складывается впечатление, что многие наши граждане воспринимают отмену явки как шаг, выгодный только власти. Люди полагают, что это как бы упрощает ей жизнь. Поэтому предлагать изменение, которое не воспринимается обществом, на мой взгляд, довольно рискованное дело. И я бы точно за это не взялся. Тем более что не вижу здесь никакого определенного смысла. Почему? Потому что, с моей точки зрения, у нас на федеральных выборах никогда не было большой проблемы с явкой избирателей. Выборы президента России никогда с явкой менее 60 процентов не проходили. И я уверен, что очередные выборы президента в 2008 году тоже вызовут огромный интерес граждан. На мой взгляд, те же 60 процентов примут в них участие.
Если же говорить про выборы в Госдуму, то там тоже ниже 50 процентов явка никогда не была. И в законе еще с 1993 года порог явки на выборах в Госдуму был 25 процентов. И никакой угрозы "скатиться" ниже этого порога не существует.
РГ | Угрозы, может быть, и не существовало, до тех пор, пока оппозиционные партии участвовали в выборах. Если оппозиционные партии поймут, что сегодня при 7-процентном у них нулевые шансы, все что им остается - бойкотировать выборы.
Вешняков | И такой угрозы я не вижу. Тем более я не вижу оппозиционных партий, которые пользуются серьезной поддержкой общества и могут такие действия развернуть.
Какие серьезные оппозиционные партии сегодня реально ставят такую задачу и призывают к мобилизации? Я не знаю.
РГ | Опасность может состоять в том, что как раз незанятость правой ниши очень многих заставило бы или не пойти на выборы и снизить явку, или проголосовать против всех. Но сейчас фактически очень большая часть граждан лишилась возможности выразить свое отношение к этим выборам из-за отмены таких инструментов выражения своего мнения.
Вешняков | Такой подход к проблеме имеет право на жизнь. Но в то же время давайте говорить языком фактов и взглянем на результаты выборов, которые прошли 8 октября. Избрались девять парламентов различных субъектов Федерации. И мы наблюдаем, что там явка была примерно на том же уровне, как и полгода назад, и год назад. А в ряде регионов она даже была выше, чем 4-5 лет назад, на предыдущих выборах в эти заксобрания. Да, она не очень высокая, средняя явка по стране 8 октября около 36 процентов. Но тем не менее ничего страшного не произошло. В то же время в этих выборах СПС не участвовала. Не участвовала не потому что ее не пускали, она проста сама взяла своеобразный тайм-аут. "Яблоко" же участвовало. И там где они дошли до финиша получили максимум 2 процента поддержки. Это факт. Впрочем, в Карелии, единственном регионе, где партия "Яблоко" была по решению суда снята с регистрации, действительно зафиксировано очень сильное снижение активности избирателей. Если 4 года назад там было около 50 процентов, то сейчас явка составила меньше 37 процентов. Снижение почти на 20 процентов. Но произошло это, наверное, не только по этой причине. Это может быть реакцией на отмену графы "против всех" в том числе. Не надо забывать и о событиях в Кондопоге. То есть это в совокупности сыграло свою роль.
Я это говорю к тому, что сегодня, на мой взгляд, правые партии не участвуют в выборах или участвуют в ограниченном числе субъектов. И то, что они до сих пор не объединились - это плохо. Но и там, где правые участвуют, они явно не собирают той поддержки, которую они имели 4-5 лет назад.