Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", столь суровое наказание предприниматель из Борисоглебского района получил за то, что после того как у него (по причине многочисленных нарушений) приостановили, а потом и вовсе аннулировали лицензию, он продолжать возить пассажиров.
Пример, надо сказать, вопиющий и характерный одновременно, поскольку проблема нормальной организации пассажирских перевозок весьма актуальна для региона, и в особенности - для Воронежа. Движение пассажирского транспорта по городским улицам сродни броуновскому: маленькие маршрутки, равно как и неповоротливые крупногабаритные автобусы в погоне за пассажиром и его наличными устраивают "скоростные" состязания друг с другом, в результате чего создают аварийно опасную обстановку. Согласно данным статистики, в этом году в Воронежской области произошло 22 ДТП (из них 13 - в Воронеже) с участием пассажирского транспорта, и почти в каждом происшествии были раненые.
Ситуация усугубляется еще и тем, что под видом обычных маршруток зачастую разъезжают "нелегалы", которые не имеют лицензии на перевозку пассажиров и не зарегистрированы в налоговых органах. Вот и возникает вопрос: кто сидит за рулем, какова квалификация водителя, можно ли доверить ему здоровье и жизни людей?
Впрочем, в ближайшее время ситуация должна измениться к лучшему. 30 октября этого года вышло постановление правительства РФ, в корне изменившее подход к лицензированию пассажирских перевозок. По словам руководителя воронежского управления госавтонадзора Жозефа Еркнапешяна, раньше тому, кто желал заняться пассажироперевозками, достаточно было подать заявление в налоговую инспекцию, получить свидетельство на предпринимательскую деятельность, взять в аренду автомобиль, заключить с какой-либо организацией договор (зачастую "липовый") на техобслуживание - и ему обязаны были без проволочек выдать лицензию.
Теперь правила ужесточаются. Во-первых, владелец транспортного средства обязан иметь свидетельство на него от завода-изготовителя. В этом документе, в частности, должно быть черным по белому написано, что транспорт предназначен именно для регулярных пассажирских перевозок. Причем непременно оговаривается, на каких именно маршрутах автобус может работать - междугородных, пригородных или внутригородских.
Приходится констатировать, что здесь даже так называемых организованных перевозчиков ожидают серьезные проблемы. Дело в том, что большинство крупногабаритных автобусов в Воронеже - "бэушные", уже отъездившие свое по дорогам Европы. Получить на них требуемое свидетельство не получится. Поэтому, по мнению сотрудников надзирающих органов, ничего другого, кроме как постепенно обновлять автопарк, не остается.
"Аутсайдерами" автоматически становятся и малогабаритные маршрутки: только две модели этого вида авто могут быть задействованы на внутригородских перевозках, о пригородных - даже речь не идет. К тому же областные власти настаивают, чтобы органы местного самоуправления, которые как раз и отвечают за организацию пассажирского движения на подведомственной им территории, самые "ходовые" маршруты отдали (разумеется, только по конкурсу) именно большегрузным автобусам. Что же касается малогабаритного пассажирского транспорта, то его рекомендуют отправить на "второстепенные" маршруты, куда-нибудь на городские окраины.
Во-вторых, согласно новым правилам лицензирования, не должно быть никакой самодеятельности в переоборудовании транспорта: все необходимо согласовывать с соответствующими службами. Таким образом, по словам Жозефа Еркнапешяна, придется забыть (распространенная воронежская практика) об установке газовых баллонов на автотранспорт кустарным способом - во дворах.
И, наконец, отныне каждая организация, занимающаяся пассажирскими перевозками, должна иметь собственную производственную базу (гаражи, ремонтные мастерские) и полностью укомплектованный штат специалистов. А именно: инженера по дорожной безопасности с высшим специальным образованием, механика по выпуску транспорта на маршрут, начальника автоколонны, специалиста, обязанного проводить медосвидетельствование перед выездом водителя на маршрут (кстати, последние проверки воронежских "маршруток" показали, что за рулем иной раз оказываются люди, находящиеся не только в алкогольном, но и наркотическом опьянении).
Ужесточаются также санкции к нарушителям. В частности, в обновленном своде лицензионных правил появилось такое понятие, как "грубое нарушение". Таковым, к примеру, считается ДТП, где человек погиб или получил тяжкий вред здоровью. Если это случилось, то у автотранспортного предприятия сразу же приостанавливается лицензия. Эта санкция применяется также в отношении тех перевозчиков, которое выпустили на маршрут автобус, запрещенный к эксплуатации или не прошедший предрейсовый технический контроль.
По мнению специалистов, когда воронежский рынок пассажирских перевозок начнут приводить в соответствии с законом, то примерно 40 процентов перевозчиков прекратят свое существование. Выживут сильнейшие, то есть те транспортные предприятия, у которых и сейчас есть мощная производственная база и укомплектованный штат специалистов. По словам вице-губернатора Вячеслава Клейменова, индивидуальным предпринимателям, которые сегодня зачастую работают "стихийно", чтобы продолжить свой бизнес, необходимо в первую очередь легализоваться и каким-то образом объединиться. Тем более, что когда речь идет о количестве перевозчиков, то избыточно - не означает хорошо.
Действительно, нельзя считать нормальной ситуацию в той же Россоши, где работают 48 перевозчиков (для сравнения: в Воронеже - 37), и где большая часть наемных водителей не зарегистрирована в налоговой инспекции. Как следствие, на долю этого райцентра приходится почти треть всех дорожно-транспортных происшествий, совершенных с участием пассажирского транспорта, и 22 процента всех раненых в результате ДТП.
Одним словом, все идет к тому, что количество участников регионального транспортного рынка уменьшится, в том числе за счет их "коллективизации" и укрупнения. Специалисты считают, что это позволит лучше организовать работу общественного пассажирского транспорта и сохранить управляемость на этом рынке.
Кстати
На январь 2007 года запланировано повышение тарифов на внутригородские, пригородные и междугородние пассажирские перевозки - такая информация прозвучала на заседании региональной комиссии по улучшению транспортного обслуживания населения. Согласно предварительным данным, речь идет о 20-процентном подорожании. В частности, в Воронеже стоимость проезда на крупногабаритных автобусах вырастет с пяти до шести рублей. А вот цену поездки на малогабаритных маршрутках (семь рублей) пока обещают не менять.