19.12.2006 03:00
    Поделиться

    Сумма госзаказов в Свердловской области превысила 10 миллиардов рублей

    Российская газета | На какие суммы обычно делаются госзаказы?

    Татьяна Колотова | Начну с того, что заказывают государственные и муниципальные учреждения, организации, предприятия. Это прежде всего различная оргтехника, кабинетная мебель, ремонтные и строительные подряды, поставки фармацевтических и канцелярских товаров… Такого рода заказы только в одной Свердловской области за три квартала 2006 года превысили 10 миллиардов рублей, в том числе прошло через аукционы 8,5 миллиарда.

    РГ | И как обстоит дело с соблюдением закона?

    Колотова | Контроль за его выполнением был поручен региональным подразделениям ФАС в феврале 2006 года. Сразу же стали поступать жалобы от тех, кто принимает участие в конкурсах поставщиков товаров и услуг. Наше управление за девять месяцев текущего года рассмотрело 44 таких обращения, челябинские коллеги - 63, тюменские - 26, а ханты­мансийские - 24. По всему Уральскому федеральному округу такого рода нареканий зафиксировано свыше 1100. И это при том, что не все недовольные пошли жаловаться в контрольные органы.

    РГ | Каковы типичные нарушения?

    Колотова | Список характерных нарушений обширен. К примеру, утверждение необходимой для проведения конкурсов документации осуществляется не самим заказчиком, как предписывает закон, а конкурсной комиссией. Изложенная таким способом информация часто отличается от той, что содержится в извещении о конкурсе. Порой извещения публикуются с нарушением установленных законом сроков. В конкурсных документах нередко излагаются требования предоставить сведения, которые законом не предусмотрены. В то же время иные документы не содержат четких критериев оценки поступивших заявок. Еще нарушение: к участию в конкурсах допускаются хозяйственные структуры, заявки которых не соответствуют поставленным в документации задачам. Случается, что такие участники выходят даже победителями. А в итоговых протоколах нередко отсутствует мотивировка, по которой отклонена та или иная заявка. Сами протоколы заседания комиссий в нарушение законодательства вообще не размещаются на официальных сайтах или же размещаются поздно. Незаконно и требование оплаты за участие в конкурсных торгах. Наконец, бывают случаи, когда заключаются контракты с победителями конкурса до истечения срока обжалования его итогов…

    РГ | Конкретный пример можете привести?

    Колотова | К нам поступила жалоба на конкурсную комиссию городского округа "Красноуфимск", которая взялась размещать заказы на капитальный ремонт одной из местных школ. Мы проверили сигнал и обнаружили, как принято говорить, целый букет нарушений. Прежде всего, от участников конкурса требовали документы, которые по закону предоставлять не надо. В то же время конкурсная документация от устроителей не содержала описание порядка оценки и сопоставления представленных на конкурс заявок. Но в них был пункт о необходимости заключить договор с победителем конкурса в десятидневный срок после подписания протокола заседания комиссии, что противоречит законодательной норме. К тому же не велась аудиозапись хода конкурсных торгов, как положено по закону. Все это заставило нас выдать предписание об аннулировании итогов конкурса.

    Или другой пример. Один из хлебопекарных комбинатов в сельской местности пожаловался на конкурсную комиссию областной специализированной больницы восстановительного лечения, которая проводила тендер среди поставщиков хлеба на последний квартал текущего года. Через несколько дней после конкурса руководство комбината получило по факсу сообщение, что их предприятие признано победителем. Однако через две недели приходит новый факс, в котором дезавуируется первая информация. Победителем было объявлено другое предприятие. В чем дело? Мы рассмотрели все обстоятельства и приняли решение отменить результаты конкурса. И не потому, что победу присудили "не тому". Очень уж много выявилось нарушений закона №94 ФЗ "О размещении заказов…" при организации конкурса среди хлебопеков. Начиная с того, что не был четко определен предмет конкурса. Не указан конкретный объем поставок хлеба в целом и по отдельным его сортам и т.д.

    РГ | Но эту ситуацию, согласитесь, можно оценить по­-разному. Прежде всего, возникает мысль: а не коррупция ли здесь присутствовала? И что, по­вашему, обусловливает возникновение столь многочисленных несоответствий закону?

    Колотова | На мой взгляд, сказалось элементарное незнание законодательства устроителями и участниками конкурсов. Заказчики неграмотно оформили документацию и дискредитировали таким образом итоги тендера.

    РГ | А намеренные отступления от закона с корыстной целью исключаются?

    Колотова | Отнюдь. Но ими должны заниматься следователи ГУВД и других силовых органов. Приведу еще один факт. Сотрудники министерства экономики и труда Свердловской области то и дело говорят о серьезных нарушениях 94-­го закона, выявленных в ходе проверок. Однако ни УБЭП, ни ГУВД, ни наше управление ни разу не получало от них конкретной информации с персоналиями и адресами. Хотя тот же закон обязывает органы исполнительной власти субъектов Федерации передавать информацию о нарушениях в течение двух дней со дня их выявления.