Ей предстоит решить основные двусторонние проблемы, существующие между странами, от пребывания в Крыму российского Черноморского флота до перспективы повышения цены на газ. Об этом президент Украины Виктор Ющенко рассказал, отвечая на вопросы "РГ".
Российская газета | Вы назвали стратегическим приоритетом Украины членство в Евросоюзе и НАТО. В каком контексте вы рассматриваете отношения с Россией?
Виктор Ющенко | Добрососедство с Москвой - прежде всего. Мы настроены на особое стратегическое партнерство. Новый статус нашим отношениям даст работа комиссии Путин - Ющенко. Она займется решением наиболее актуальных вопросов. 22 декабря мы подпишем протокол, который станет основой украинско-российских отношений на ближайшие два года.
РГ | Накануне визита Владимира Путина обострился ваш конфликт с премьером Виктором Януковичем. Вас называют проевропейским политиком, Януковича - пророссийским. Ваши отношения - отражение конфликта Востока и Запада Украины?
Ющенко | К осложнению отношений между президентом и премьером привела конституционная реформа, которая разбалансировала власть и неточно прописала полномочия ее представителей. В итоге премьер через парламент проводит увольнение министра иностранных дел.
Но этот министр - президентская квота, премьер не может его отстранить. Я восстанавливаю министра в должности, аналогичное решение принимает суд.
Однако главу МИД не пускают на заседание правительства. Это ненормальная ситуация. Любому политику понятно: если президент назначает министра, он же инициирует его отставку. В этом заключается философия влияния президента на кадровую политику государства.
Осложнение отношений Востока и Запада Украины - легенда. Раньше нам рассказывали о возможном расколе страны по речке Збруч. Якобы отпасть могли западные области.
Теперь говорят о перспективе раскола по Днепру. Якобы Украина распадется по центру. Но эти разговоры - дело недобросовестных политиков.
РГ | Вы заявляли о намерении провести референдум, который сможет отменить или изменить конституционную реформу. Это повлечет отставку правительства и разгон парламента?
Ющенко | К власти на Украине пришли силы, пребывавшие в глубоком противостоянии. Им нужно не только сосуществовать, но и найти взаимопонимание. Роспуск парламента может быть связан исключительно с соблюдением норм конституции.
Суд должен принять ряд дополнений к ныне имеющимся документам. Он должен сказать, дееспособно ли правительство, в котором не действуют министры, назначенные по президентской квоте. Дееспособен ли парламент, если он не принимает бюджет и не учитывает поправки президента?
На данном этапе я не вижу условий для роспуска Рады. Но должен сказать: политическая реформа была проведена тем способом, который предполагает чрезвычайно несбалансированные позиции центральных и местных институтов власти. Реформа была проведена в период, когда страна каждый день жила в зависимости от настроений тогдашнего президента.
Теперь, когда ситуация изменилась, я говорю - не внесение изменений в конституцию породит авторитаризм. Сознательные политики согласны со мной и не отрицают разбалансированность власти. Они предлагают способ преодоления конфликта: сформировать конституционную комиссию, собрать за "круглым столом" пользующихся авторитетом украинских национальных экспертов и политиков, обсудить их предложения с народом, и если нужно, провести референдум. На мой взгляд, это единственно правильный ход, он демонстрирует зрелость нашего гражданского общества.
РГ | В то же время украинские спецслужбы показывают, что находятся вне влияния президента. Вас отравили на даче генерала Службы безопасности Украины Сацюка, это дело два года не могут раскрыть. Вы обещали наказать представителей спецслужб, виновных в незаконном прослушивании телефонов депутатов, но этого не произошло.
Ющенко | Дела о моем отравлении и прослушке ключевых политиков не закончены. Достижения есть, но малые - получены результаты международной экспертизы, проведенной лучшими лабораториями Германии, Англии, США, Израиля. Они установили формулу яда, которым меня отравили, дали его характеристику, описали проявления. Это позволяет точно установить момент, когда произошло отравление.
РГ | Перед визитом Путина Верховная рада выразила недовольство ценой на газ, по которой его будет покупать Украина в 2007 году.
Ющенко | Меня смущает главное - снижение статуса переговоров с межгосударственного до корпоративного. Газ - это прежде всего политика. Она должна быть прагматичной.
РГ | Основная интрига украинской политики - решитесь ли вы баллотироваться на второй президентский срок.
Ющенко | Если я увижу, что моя работа идет на пользу нации, то буду баллотироваться. У меня есть еще три года, чтобы определиться. Я устал от предвыборных разговоров. Два с половиной года Украина живет в перманентной избирательной кампании. Это период не инвестиций, а ожиданий. Пролонгация этого периода ведет Украину к стагнации. Страна должна жить в покое по принципам права. Мы завершаем год с хорошими экономическими показателями. Безработица снизилась до двух процентов, появилось около миллиона новых рабочих мест. Доходы граждан выросли в два раза. Украина впервые формирует собственный политический диалог, в котором участвуют разные силы. Парламент и правительство поддержали мой указ по борьбе с коррупцией. В стране появилось честное судопроизводство. Украина утвердила курс на евроинтеграцию. Этот сигнал услышали наши партнеры.
Мы работаем над соглашением о реадмиссии, касающимся США, Канады, Японии. Мы сделали для их граждан безвизовый режим. В итоге к нам приехало в 2,6 раза больше бизнесменов и политиков, чем при прежней власти. Это базовые основы, дающие надежды на многое.
РГ | Некоторые украинские депутаты требуют вывода из Севастополя российского Черноморского флота. Якобы его пребывание мешает вступлению Украины в НАТО. В свою очередь жители Крыма провели референдум, на котором выступили против идеи сближения с альянсом. Как это повлияет на украинскую внешнюю политику?
Ющенко | Украинско-российский большой договор, подписанный в девяностых годах, заставляет Украину сохранять присутствие в Крыму российского флота до 2017 года. Мы с Путиным уже договорились о создании комитета, который приведет в соответствие с украинскими законами пребывание российского флота.
У нас остаются спорными 132 случая использования флотом земельных участков. Дискуссионными считаются 170 объектов недвижимости. Украине не переданы маяки и навигационные структуры. Мы отвечаем за безопасность движения в наших территориальных водах, но для этого нам нужны глаза и уши. Переговоры об этом идут то сложнее, то легче. Но мы действуем открыто и честно.
Я знаю, что на земельных участках, переданных флоту в аренду, строятся дома высоких чиновников, и не только российских. Присутствие на Украине иностранного флота - вопрос деликатный. Я здесь вижу понимание российской стороны. Мы намерены выполнять большой договор, но украинская конституция не предполагает размещение на нашей территории военных баз иных держав.
РГ | Вы не опасаетесь, что ваше стремление на Запад осложнит отношения с Россией?
Ющенко | Мы идем в Евросоюз, чтобы обеспечить наилучшее развитие национального товарного производства. Максимальные стандарты экономики обеспечиваются усилиями нации, а не чьими-то подарками. Когда мы говорим о НАТО, мы размышляем о безопасности. Мы понимаем, что от наших евроатлантических успехов зависит украинская обороноспособность.
Ключевым вопросом остается незавершенная полемика внутри украинского общества. Большинство граждан живут понятиями пятидесятых-шестидесятых годов и не поддерживают курс евроинтеграции. Нам нужно преодолеть эти стереотипы. Нам нужна общенациональная дискуссия и формирование новой четкой внешнеполитической позиции. Я думаю, что Россия ее поймет.