Открывая заседание совета, Владимир Путин сам напомнил о тех изменениях, что были внесены в федеральные законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Собственно, вокруг этих нововведений в основном и шел разговор. Главное, что констатировал совет, - опасения наступления власти на неправительственные организации в связи с перерегистрацией последних были напрасны, хотя ряд претензий все же был высказан.
"Жизнь расставила все по своим местам, - заявил глава государства. - У меня нет данных, что какие-то организации столкнулись с неоправданной бюрократией. Были проблемы с регистрацией, буквально единичные, и все эти проблемы лежали исключительно в юридической плоскости". Оценка президента не встретила противоречий со стороны собравшихся - жалоб от НПО не было, а значит, нет претензий.
"Развитие в России институтов гражданского общества - это одна из важнейших задач, которая и дальше будет находиться в поле нашего зрения", - подчеркнул президент. Он напомнил о принятом в декабре Законе "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Документ предлагает достаточно четкий механизм грантовой поддержки организаций, занимающихся социально значимыми проблемами.
А таковых в современной России немало. И в Кремле рассчитывают, что неправительственные организации будут активно ими заниматься. В первую очередь Путин призвал правозащитников активнее бороться с национализмом, ксенофобией и расовой нетерпимостью, создающих угрозу не только гражданам, но и стабильности и безопасности страны в целом. "При этом деятельность экстремистских организаций далеко не всегда, к сожалению, получает принципиальную общественную и политическую оценку, и полагаю, что здесь в полный голос должна звучать позиция как политических партий, так и институтов гражданского общества, неправительственных организаций", - отметил он. В связи с этим президент поддержал инициативу совета по разработке государственной программы "Гражданское образование населения Российской Федерации".
Недавно вопрос борьбы с экстремизмом глава государства обсуждал с лидерами политических партий, которые тоже согласились взяться за проблему. И он не согласен с мнением, что не все политические партии разделяют инициативу подписания антифашистского пакта. По крайней мере легальных партий, не выступающих с антифашистских позиций, в стране нет. "Вопрос в том, чтобы не монополизировать антифашистскую борьбу в связи с выборной кампанией в стране", - заявил Путин. Теперь партии должны выработать общий документ, и тогда все легальные политические силы смогут ясно и четко выразить свое отношение к фашизму.
По мнению Путина, предстоящие выборы законодательной власти в ряде регионов и депутатов Госдумы дадут российским гражданам возможность оценить приверженность партий заявленным ими целям. В ходе выборов, подчеркнул он, очень важна роль неправительственных организаций. Их роль в избирательной кампании Путин предложил обсудить на заседании.
Доказательством успешной работы правозащитных организаций Владимир Путин считает результаты с изменением ситуации в местах лишения свободы. Особенно с проблемами физического воздействия на подследственных и заключенных. "Ситуация здесь пусть медленно, но меняется, и во многом благодаря последовательной и настойчивой позиции и постоянному вниманию правозащитных организаций, - заявил глава государства. Председатель совета Элла Памфилова с позицией президента согласилась. Во всяком случае, в числе приоритетов дальнейшей работы она назвала права человека, борьбу с ксенофобией и выборы. Но хотя с приходом к власти Путина ситуация в правозащитной сфере, по ее мнению, неизменно улучшается, отдельные тенденции очень беспокоят Памфилову. И без поддержки президента, считает она, их не переломить.
Прежде всего председателю совета очень не нравится, что региональные власти ограничивают возможности граждан проводить митинги. Им, заявила она, "легче запретить проводить шествия и посадить в кутузку, чем провести профилактические меры с тем, чтобы граждане могли высказать свое мнение, неважно, нравится оно кому-то или нет". "Эта проблема существует, - признала Памфилова. - Такими запретительными методами вместо вывода на политическое поле мы радикализируем и сделаем маргинальными наши политические группировки".
Поблагодарив президента за особую опеку отдельных категорий граждан, в частности детей, Элла Памфилова попросила взять под президентское крыло еще и журналистов. "Честному, порядочному журналисту становится все труднее, - сказала она. - Под давлением не только административных, но и экономических трудностей работа усложняется, серьезная пресса вытесняется желтой". Трудно получать достоверную информацию. Особенно грешат информационной закрытостью государственные органы, считает Памфилова. "Нам необходимо обеспечить свободу прессы, - отметила она. - Много говорят о том, что в России нет демократии, я с этим согласиться не могу, но без свободы прессы развивать демократические институты сложно".
Владимир Путин в ответ призвал журналистов выработать общие для всех принципы поведения, которое бы не дискредитировало СМИ. "Как только СМИ включаются в рынок, то видят свою задачу не в том, чтобы информировать, а в том, чтобы отстаивать личные коммерческие интересы, - подчеркнул президент. - Таким образом, авторитет журналистики падает". Что, в общем-то, не означает, заверил он, что не следует защищать тех, кто работает добросовестно.
Впрочем, вопросы к законодательству возникли у главы Института национального проекта "Общественный договор" Александра Аузана. Детальное изучение жизни неправительственных организаций после обновления соответствующего законодательства выявило три проблемы НПО. "Первая проблема связана с тем, что предложенная процедура перерегистрации и внесения изменения в устав создали барьер для маленьких организаций", - заметил он. Во-вторых, появились значительные издержки по отчетности. Точной оценки убытков здесь нет - по данным Аузана, цифра колеблется в пределах 2,2-7 миллиардов рублей. И последний сомнительный момент - это проверки организаций. Для их проведения хотя бы два раза в год из бюджета требуется выделять 6,5 миллиарда рублей. При нынешнем же уровне финансирования, заметил Аузан, проверка будет проходить один раз в 80 лет. "Вас ввели в заблуждение, - обратился он к Путину. - Разработчики законопроекта написали, что дополнительных средств для его реализации не требуется, но это не так.
Из слов Аузана следовало, что надо быстрее вносить поправки в законодательство и править громоздкие подзаконные акты, подготовленные министерствами и ведомствами. "Конечно, я дам поручение, чтобы минэкономразвития и другие ведомства провели такие консультации, - ответил Путин. - Допускаю, что инструкции могут быть излишне обременительными с точки зрения отчетности. Я почти уверен, что вы правы. Когда чиновники берутся за дело, они думают, чтобы им самим было комфортно, а не потребителям услуг".
Определенные претензии члены совета высказали и к программе грантов для НПО. Но самой серьезной критике вчера подверглись российские суды. Бывшая судья Конституционного суда Тамара Морщакова заявила, что система не обеспечивает независимое правосудие. "Любое решение по любому делу может быть продиктовано, - возмущалась она. -Это может быть любой чиновник любого уровня, сама структура не защищает суд от этого". А то, что Госдума отказалась ратифицировать 14-й протокол к Европейской конвенции по правам человека (предусматривает упрощенный и более быстрый порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека), просто закрывает дорогу россиянам к более быстрой защите их прав.
Отказ Думы ратифицировать протокол, по мнению Путина, не означает, что Россия не собирается работать со Страсбургским судом. Хотя Страсбургский суд не раз выносил по отношению к России политизированные решения. Например "дело Илашку". "Россию обвинили в том, к чему она не имеет отношения. Это чисто политическое решение, подрывающее доверие к международной судебной системе", - сказал Путин.
Тем не менее, по словам Путина, "в последние годы количество людей, которые обращаются в суды, значительно возросло. Это говорит о том, что люди переходят к защите своих интересов от всяких крыш и внесудебных процедур к тому, чтобы опираться на защиту суда". А значит, и качество суда растет. Хотя над усовершенствованием судебной системы, уверен президент, по-прежнему надо думать.
Во внутрироссийской судебной системе, по мнению главы государства, слабым звеном остается суд присяжных - решения по ряду дел дискредитируют ее. Как выразился президент, "по известному убийству в Чечне" была огромная доказательная база, и все равно вердикт присяжных оказался оправдательным. "Это, конечно, дискредитирует сам институт, но не означает, что мы должны остановить работу", - сказал президент.
Поднимались на совете и социальные темы. Интересной назвал Путин идею создания в стране сети гражданских медицинских центров, которые могли бы следить за здоровьем молодежи, особенно призывников. Поговорили и о защите выпускников детских домов. В том числе в части обеспечения жильем. Владимир Путин не согласился, что за шесть лет ничего здесь не сделано. "Проблема в том, что этот вопрос находится в компетенции местных органов власти, - подчеркнул президент. - Но невозможно решить проблему, взвалив все на муниципалитеты. Будем наращивать поддержку".
На помощь со стороны государства могут рассчитывать и те люди, которых по решению суда выселяют из квартир. Усмотрев в этом конфликт между интересами граждан и собственника, глава государства заявил, что государство, с одной стороны, должно обеспечивать интересы граждан, а с другой - не перекладывать проблему на собственника. "Нужно идти по пути дополнительных обязательств со стороны государства, не обременяя собственника", - заключил Владимир Путин.