Особое внимание уделили вопросу развития строительства муниципального социального жилищного фонда.Главный итог, к которому пришла рабочая группа Госсовета, - предложение жилья все еще существенно отстает от спроса. Это приводит к значительному завышению цен, "вымыванию" дешевого жилья. По данным социологических опросов, своими жилищными условиями в России не удовлетворены более 60 процентов семей.
При этом за последние 16 лет удельная жилищная обеспеченность на одного человека в стране выросла. По сравнению с 1990 годом показатель увеличился на 28 процентов и на конец 2006 года составлял 21 кв. метр общей площади жилья на одного россиянина. Правда, рост обеспеченности вызван не только активным вводом нового жилья, но и сокращением численности населения.
Рабочая группа пришла к выводу, что для обеспечения жильем малодоходных слоев населения до 20 процентов вводимого жилищного фонда должно строиться и приобретаться с поддержкой бюджетов всех уровней. А от 6 до 10 процентов всего жилого фонда должно использоваться на социальные нужды.
Другой проблемой остается недостаточная модернизация жилищного фонда и мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилья. Доля последнего, согласно статистическим данным, сегодня составляет 3,2 процента всего жилищного фонда страны. Если в Москве этот показатель составляет всего 0,4 процента, то, например, в Дагестане - 26 процентов. Предотвращение ветшания жилья может быть решено за счет сноса аварийных жилых домов только частично. В то же время необходимо существенно - в три раза - увеличить объем капитального ремонта.
До сих пор не заработал и введенный институт собственников жилья, не обеспечивая эффективного содержания и сохранности жилищного фонда. Поэтому государство пока не имеет права снять с себя ответственность за проведение ремонта и модернизации жилого фонда. Бюджетные средства при этом следует использовать не только на сам ремонт, но и на стимулирование участия граждан-собственников в финансировании ремонта жилых домов.
Отдельное место в развитии программы доступного жилья отводится развитию государственно-частного партнерства и повышению инвестиционной привлекательности в жилищно-коммунальном секторе. Существующая тарифная политика и длительные сроки окупаемости проектов в секторе сегодня не позволяют инвестору эффективно вкладывать свои средства.
При подготовке к заседанию рабочая группа Госсовета остановилась и на вопросе совершенствования механизмов социальной защиты населения при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. А результаты соответствующих исследований показали, что доля платежей за жилье и услуги в ЖКХ в бюджете среднестатистической российской семьи большинства регионов не должна превышать 12,5 процента. Сегодня около 6,1 миллиона семей получают жилищные субсидии на общую сумму 40 миллиардов рублей. По мнению рабочей группы, программа предоставления субсидий обеспечивает достаточную степень социальной и бюджетной эффективности, требуя вместе с тем более эффективного информационного, организационного и программного обеспечения. Кроме того, имеет смысл включить субсидии в оплату капитального ремонта, модернизации и страхования жилья.
На основе проделанной работы президиум Госсовета предлагает дальше создавать условия для снижения стоимости вновь вводимых квадратных метров, повышать эффективность эксплуатации жилого фонда, совершенствовать тарифную политику и имущественные отношения в жилищной и коммунальной сферах.