Алексей Кузнецов: Подмосковье получает лишь 6,1 процента финансовой помощи

Как "РГ" уже сообщала, недавно Минэкономразвития России обнародовало рейтинг, по которому можно судить, как из года в год меняется обеспеченность региональных бюджетов и как развиваются территории страны. Составители в данном случае взяли за мерило один-единственный показатель: долю дотаций, получаемых из федерального бюджета.

 

В число лидеров попали 16 из 87 регионов, которые имели в своих консолидированных бюджетах менее 10 процентов федеральных средств. Большинство из них - это регионы-доноры, чьи налоговые сборы позволяют им формировать собственные бюджеты с профицитом, отдавая при этом все положенные федеральные налоги. Именно они, по мнению составителей рейтинга, в ближайшее время смогут первыми уйти от дотационности.

Московская область тоже регион-донор, но в группу лидеров не попала, так как имеет те самые "пороговые" 10 процентов финансовой помощи из федерального бюджета. На что тратятся эти деньги? Намерена ли область избавляться от них? На эти вопросы по просьбе корреспондента "РГ" ответил министр финансов Московской области Алексей Кузнецов.

Алексей Кузнецов | Рейтинг, о котором идет речь, строится на итогах работы за десять месяцев прошлого года. За этот период в консолидированный бюджет Московской области поступило 140,2 миллиарда рублей, из них безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили 14 миллиардов. Это как раз те самые 10 процентов, которые Министерство регионального развития РФ определило как "финансовую помощь в виде дотаций" из федерального бюджета.

Но давайте разберемся, что это за деньги. 5,5 миллиарда рублей, или почти 40 процентов из тех 14 миллиардов область получила на выполнение "федеральных" полномочий. Каких именно? Это прежде всего социальная поддержка так называемых федеральных льготников - инвалидов, доноров и других категорий граждан, входящих в их число. Кроме того, сюда входит помощь наукоградам. Расходовались эти средства также на финансирование деятельности ЗАГСов, тушения лесных пожаров... То есть, называя вещи своими именами, федеральный центр дал области денег для того, чтобы она по его поручению выполняла его федеральные функции. Если бы он делал это сам своими руками, то и никакой поддержки по этой статье Подмосковье и не получило бы. Так что справедливо судить, зависима или независима область от федеральных средств, по моему глубокому убеждению, можно лишь исключив эти средства из статьи "финансовая помощь Московской области".

Российская газета | И что же тогда останется?

Кузнецов | Останется уже не 10, а всего 6,1 процента финансовой помощи. На что она идет? Как известно, в Подмосковье сейчас началась реализация крупнейшей федеральной программы по развитию дорожной сети. Большая часть из этих средств пойдет именно на ее финансирование. Далее отсюда же финансируется разнообразная помощь ветеранам, включая их лекарственное обеспечение, поддержка репрессированных, тружеников тыла, а также семей, имеющих детей.

РГ | А сколько непосредственно получает область для выравнивания бюджета?

Кузнецов | Мизерное количество! Всего 2,57 процента из упоминавшихся 6,1 процента. Эта доля так мала, что меньше получают лишь два региона - Удмуртская Республика и Нижегородская область. Эти деньги обычно расходуются на самые первоочередные нужды - зарплаты врачам и учителям, на поддержку Обязательного фонда медицинского страхования. Поэтому я бы не стал говорить о значимой зависимости Московской области от федеральной дотации.

РГ | Следовательно, Подмосковье может отказаться от этих денег?

Кузнецов | Ни в коем случае. Отказываться область не планирует, так как правительство Подмосковья рассматривает их как некую компенсацию выпадающих доходов областного бюджета в связи с потерями, которые он понес в результате изменения бюджетного и налогового законодательства на федеральном уровне.

К тому же надо учесть, что согласно нынешнему порядку расчета дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации дополнительные средства распределяются теперь так, чтобы стимулировать субъекты РФ, достигшие за последние три года превышения среднероссийских темпов роста налоговых и неналоговых доходов. Московская область входит в число таких регионов. Следовательно, имеет все права на поощрение. О чем свидетельствует и тот факт, что объем дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2007 год по сравнению с 2006 годом ей не снижен.

Высокие темпы развития экономики Московской области позволяют направлять все больше средств на решение социальных проблем жителей Московской области: повышение заработной платы, различных социальных выплат и льгот. На эти цели и направляется дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В общем, согласитесь, лишних денег не бывает.