Раньше педагоги-психологи из средней школы N 67 Новокузнецка уже предлагали старшеклассникам экскурсии в городские больницы, в перинатальный центр и даже в отделение наркологии. Показывали реалии жизни и на практике объясняли, куда человек, попавший в беду, может обратиться и какой помощи он вправе ждать от врачей.
- Последняя инициатива принадлежит нашему педагогу дополнительного образования Ирине Горбуновой, - рассказывает руководитель школьного центра содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся Ольга Дубнова. - Биолог по образованию, она пришла к интересной идее: продемонстрировать детям, что происходит с организмом алкоголика, заядлого курильщика, наркомана. А заодно и повторить тему строения человека.
Психологи центра идею поддержали. Но, надо сказать, грамотно подстраховали себя - от упреков в "превышении полномочий", а детей - от возможных стрессов и травм. Во-первых, участие в таком "уроке" возможно только по собственному желанию подростка. Причем предварительно он обязательно проходит специальную подготовку. Во-вторых, согласие на поход в морг заверяется письменным согласием родителей.
- Мы никого не заставляли, - объясняет Ольга Анатольевна. - Вполне могло случиться так, что при подходе к моргу старшеклассник передумывал. В этом случае он оставался снаружи со вторым педагогом и ожидал одноклассников, после чего все вместе возвращались в школу.
С точки зрения медиков, которые согласились на эксперимент, новая форма работы - наглядная и доходчивая агитация здорового образа жизни. Как объяснили врачи, они показали органы с циррозом печени, легкие, испорченные курением, а также последствия ожирения. Заодно объясняли основы общей физиологии.
В общем, подростки отнеслись к мероприятию адекватно. Они внимательно наблюдали за процедурой вскрытия, никто из них не испытал предобморочного состояния.
До сих пор мало кто понимает его смысл и цели, многих родителей пугает само сочетание "экскурсия в морг". Психологи же из центра абсолютно уверены в том, что они действуют правильно. По их словам, положительный эффект уже достигнут: несколько учеников отказались от курения.
За комментарием корреспондент "РГ" обратился к заведующей лаборатории психологии воли Института психологии им. Выготского РГГУ Елене Бережковской.
Российская газета: Вас не шокируют подобные методы профилактики наркомании и алкоголизма?
Бережковская: Тут нет однозначного ответа. В общем-то беречь детей от всего страшного - неправильно. Так делать не нужно не только в подростковом возрасте, но и в более нежном. Между тем есть родители, которые не читают малышам страшных сказок: мол, это отрицательные эмоции, психологическая травма, шок и тому подобное. Но растущему человеку необходимо перерабатывать негативную информацию и справляться с жизненными трудностями. Поэтому я не могу сказать, что "экскурсии" - безусловно вредное начинание. Однако хорошо бы представлять силу воздействия подобных "уроков", просчитать реакцию подростков и знать семейную и социальную ситуацию каждого из них.
РГ: А вот то, что одна из школьниц сфотографировала труп женщины, а потом еще и показывала фото - это как?
Бережковская: Была естественная реакция подростка на то, что его поразило. Как к этому относиться? Как ни странно это звучит - позитивно. Ведь авторы проекта хотели напугать и предостеречь подростков. Всякого рода социально-педагогические новации дают "круги по воде": не странно, что общественность всколыхнулась и требует объяснений.
РГ: Идея "попугать" может помочь, к примеру, в антиалкогольной кампании?
Бережковская: Вполне. Ведь у подростков почти не работает инстинкт самосохранения. А мысль, что "все в жизни надо попробовать", в этом возрасте достаточно действенный мотив. Поэтому правильные слова малоэффективны. Подобный же "тормоз", может быть, и подействует. Хотя просто показывать больной орган вряд ли имеет смысл. Ведь ребята не знают, как выглядит здоровый. И то и другое страшно.
Другое дело, что воспитательный подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Массовые экскурсии в морг или куда еще вряд ли смогут помочь. Не надо забывать и другое: профилактика зависимостей - длительный процесс. Дети уже во втором классе интересуются, что такое наркоман. Однако в семь-восемь лет подобные "походы" исключаются.
РГ: В чем все-таки главный минус эксперимента?
Бережковская: В том, что трупы и органы используются просто как материал, как учебное пособие. А это живые человеческие отношения, смыслы жизни. Если такое произошло, это грубое неправомерное действие. Практически надругательство над трупом. Но этот вариант я исключаю. Обычно в морги при медицинских институтах и медучилищах попадают невостребованные трупы или завещанные для изучения.
РГ: Этическую сторону вопроса тоже вряд ли можно оставить за скобками?
Бережковская: Проблема правомерности использования мертвых человеческих тел для обучения и научных изысканий стоит перед человечеством очень давно. Вспомните "Урок анатомии" Рембрандта. Это произведение до сих пор неоднозначно оценивается. Один из главных вопросов биоэтики до сих пор не решен, так же как, к примеру, вопрос об опытах на животных. А для подростков он важен особенно. Потому что это возраст поиска смысла жизни и смерти. И об этом тоже следует помнить, когда ведешь школьников в морг.
РГ: К каким последствиям могут привести подобные экскурсии?
Бережковская: Конечно, это очень сильное воздействие на психику. Можно получить всплеск суицидальных тенденций. Думаю, что психологи, работавшие над проектом, все-таки позанимались с каждым отдельно: нужно отдавать себе отчет, кого можно брать на такие "экскурсии".