МВД создало "черный список" начальников

В российской правоохранительной практике такого еще не было: всех, кто когда-либо был осужден за злоупотребления на рабочем месте и прочие преступления и кому суд запретил что-либо возглавлять, занесли в милицейский "черный список" - Реестр дисквалифицированных лиц.

Ведь как порой бывает? Осудят какого-нибудь чиновника за взятку, а он после тюремной отсидки вдруг создает свою собственную фирму. Или становится чьим-нибудь партнером по бизнесу - как бы в благодарность, что не всех подельников выдал следствию. Да и часть сумм, добытых нечестным путем, нередко дожидается своего часа в укромных местах. Чем не начальный капитал?

- Масштабы коррупции действительно представляют реальную опасность национальной безопасности, - считает министр внутренних дел Рашид Нургалиев. - В прошлом году выявлено около 37 тысяч преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К уголовной ответственности привлечены 10 тысяч человек, выявлено около 2 тысяч фактов коммерческого подкупа.

Но речь идет не только о чиновниках. А сколько бизнесменов уводят огромные суммы от налогов, "отмывают" деньги наркодилеров, мошенников и уголовников, занимаются контрабандой и банковскими аферами, организовывают пиратское производство и браконьерскую добычу биоресурсов? Их ловят, судят и сажают.

Но, отсидев свое, они зачастую возвращаются к знакомому делу. И даже - в собственные хозяйские кресла. И не важно, что суд запретил конкретному человеку на какое-то время или навсегда чем-либо руководить, даже собственным бизнесом.

До недавней поры достаточно ловкие люди умели эти запреты обходить.

МВД сделало беспрецедентный шаг, способный нанести по российской коррупции мощный удар: с 1 апреля кадровикам и работодателям придется сверять свои назначения с милицейской базой данных. Более того, в некоторых случаях претендентам на должности начальников любого ранга придется предъявлять справки из милиции - мол, не привлекался. Иначе организации, трудоустроившей их, придется заплатить тысячу минимальных зарплат.

Процессуально такие нормы заложены в статье 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она требует обязательной проверки в милицейском реестре всех, с кем заключаются контракты на управление юридическими лицами. Но до недавнего времени этот документ был безжизненным - раньше никакого реестра в природе не существовало. А значит, и сверяться было не с чем. Следовательно, отсутствовал и всякий спрос за нарушение. Сегодня, когда реестр появился, милиция намерена весьма жестко контролировать требования закона.

Милицейский реестр возник не на пустом месте - его формировали почти год. Милиция и суды заключили соглашение, по которому судебные органы всех регионов, всех властных "диагоналей" и "вертикалей" обязаны прислать в Главный информационно-аналитический центр МВД всю, что называется, фактуру по приговорам, содержащим запрет на занятие руководящих должностей.

Судейские работники дополнительные обязанности не посчитали излишней бюрократической нагрузкой и взялись за них с энтузиазмом: им тоже обидно наблюдать, как коррупционеры буквально игнорируют вынесенные приговоры.

Как будет выглядеть обращение гражданина за нужной ему информацией?

Человек, претендующий на руководящий пост, - например, желающий выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, быть членом совета директоров, арбитражным управляющим или просто стать предпринимателем без образования юридического лица, - должен получить ответ из милицейского реестра: не дисквалифицирован ли он?

В местном отделении милиции по конкретной ситуации подскажут более точно, в какой информационный центр обратиться. На себя лично эту бумагу в течение пяти дней он получит бесплатно. И не важно, гражданин ли он России, иностранец или вообще не имеет гражданства - ответят всем.

Надо ли будет платить за сведения о любом другом человеке - еще не решено. Возможно, юридическому лицу придется выложить символическую сумму в сто рублей - один минимальный размер оплаты труда. Что любопытно, такие запросы на кандидатов в начальники вправе делать и иностранцы. Разумеется, у заявителя должен быть паспорт или другое удостоверение личности.

В МВД считают, что создание Реестра дисквалифицированных лиц позволит остановить криминализацию экономики. Информационная база поставит заслон так называемым авторитетным предпринимателям, значительно затруднит рейдерские операции по захвату предприятий.

Чтобы совладать с этим злом, считают в МВД, необходимо совершенствовать, а то и менять антикоррупционное законодательство.

- Мы направили в Госдуму и Совет Федерации предложения о скорейшем принятии федерального закона о противодействии коррупции и о внесении изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты, - рассказал корреспонденту "РГ" Рашид Нургалиев. - В правительство также направлены предложения о необходимости разработки долгосрочной федеральной целевой программы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В частности, мы предлагаем на законодательном уровне закрепить положение, согласно которому коррупционеры, привлеченные к уголовной ответственности, лишались бы права занимать государственные должности пожизненно.

Крайне важно, утверждает министр внутренних дел, реформировать систему иммунитета официальных лиц.

По его мнению, надо установить особый порядок возбуждения, расследования уголовных дел и привлечения к ответственности представителей высших органов власти и иных должностных лиц.

Например, ввести процедуру парламентских расследований, как это сделано и достаточно успешно используется в Германии, во Франции, в ряде других стран. Эти предложения МВД тоже уже разрабатываются и скоро будут оформлены в виде законопроекта.

 комментарий

Ольга Костина,
ЛИДЕР ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ "СОПРОТИВЛЕНИЕ":

- Появление такой базы может сыграть свою позитивную роль. Вспомним хотя бы историю с печально известной "Властилиной". Как известно, хозяйка этой финансовой пирамиды, отсидев срок за мошенничество, вновь взялась за старое. И такой своего рода запрет на профессию позволит МВД оградить простых граждан от жуликов, хотя людям нужно и самим думать, кому доверять свои сбережения.

С другой стороны, у общества есть печальный опыт, когда телефонные, регистрационные и налоговые базы данных продаются чуть ли не с лотков в переходах. При большом желании можно добыть и так называемые закрытые базы данных, которые касаются судимости человека, выяснить, проходил ли он по каким-то уголовным делам.

Должна быть гарантия того, что и эти "черные списки" в конце концов не превратятся в доступный рыночный товар.

Подготовил Андрей Шаров