В последний день зимы начались съемки фильма "Живи и помни" по одноименному произведению Валентина Распутина. Авторы сценария - Александр Родионов и Александр Прошкин, он же режиссер-постановщик. Главную роль в фильме исполняет актриса МХТ Дарья Мороз. Популярность ей принесли спектакль "Живи и помни", телесериалы "Каменская", "Саломея", фильмы "Точка" и "Нанкинский пейзаж". Часть из них снималась в Беларуси.
- Где проходят съемки фильма "Живи и помни"?
- В 180 километрах от Нижнего Новгорода. Места очень красивые. Сосны, чистый воздух. В первые дни снимали сцены без слов, чтобы войти в материал. Начались съемки со стирки белья в проруби, где я полоскала простыни и отморозила палец.
- Как поступило вам предложение сняться в фильме?
- Мое участие в фильме было одним из условий Валентина Распутина.
- Писатель вас любит?
- Да, меня так и называют "любовью Распутина". У нас очень теплые отношения. Это моя идея - снимать фильм по "Живи и помни".
- Почему она пришла именно к вам?
- В МХТ вышел спектакль "Живи и помни", где я сыграла Настену. Валентин Григорьевич одобрил наш спектакль, а я обратилась к нему за разрешением снять фильм. Он сказал: "Да, конечно, я "под вас подпишусь", но надо искать режиссера".
- Распутин дал согласие на съемки фильма, потому что ему понравилась ваша игра в спектакле. А в МХТ как вас назначили на роль Настены?
- Благодаря режиссеру Петрову, который в меня верит. Олег Павлович Табаков изначально хотел взять на роль другую актрису, мы начали репетировать вдвоем, но режиссер видел Настену "воробышком". В какой-то момент я осталась одна - рискованная ситуация - мне мало лет, я ничего подобного не играла. Мы репетировали отдельные сцены, показывали, после этого нам было разрешено продолжить. Я понимаю Табакова: он должен быть уверен, что актриса потянет роль.
- Распутин на репетиции ходил?
- Нет. Он только принимал спектакль.
- Что говорил?
- Валентин Григорьевич был нам благодарен за то, что мы сделали спектакль честно и интересно. Еще он сказал: "Надо же, какая у вас деревня получилась - жестокая, но вообще я сам это написал". Потом добавил, что шел с внутренним настроением, как бы нам мягко отказать. А в итоге Валентин Григорьевич сказал: "Как я рад, что не должен подбирать слова и отказывать вам". Для меня это большая честь.
- После премьеры я как-то задала вопрос Распутину: "Новое чувство, вспыхнувшее у Настены и Андрея, - это страсть или любовь?" - "Ну какая же страсть, это любовь. Любовь - это жертва".
- И я так считаю. В страсти нет пожертвования, желания отдавать. В страсти есть желание получать.
- Как отображается сегодняшняя Россия в "Живи и помни"?
- Есть вещи вечные. Конечно, любовь Настены и Андрея возникла в острых обстоятельствах, когда любовь надо скрывать. А до этого Андрей и Настена жили со стариками и были все время не одни. И вдруг остались наедине. И от этого возникла вольтова дуга. Андрей говорит: "Четыре года я с тобой жил, а тебя не знал. Четыре года мы с тобой переговаривались о пустяках, а почему раньше так не разговаривали?" Это, мне кажется, самое главное. Слишком часто в суете мы перестаем слышать друг друга, а когда есть возможность остановиться и посмотреть, какой человек рядом с тобой, он вдруг оказывается совершенно другим. Поступок Настены - вне сомнения, проявление любви. Ее смерть можно расценивать по-разному. Можно истолковать, что она устала от ситуации. Но сама она решила так: если ее схватят, то и его схватят. Она погибла, чтобы его не поймали. Это - поступок, на который способен человек любящий. Настоящая любовь, когда от любви ничего не ждешь.
- Как Валентин Григорьевич себя чувствует?
- Я недавно была у него. Меня усадили за стол, накормили вкусным тыквенным пирогом. Я ему сценарий привозила. Говорит мало, слушает, наклонив голову, и улыбается. Мы собираемся спектакль "Живи и помни" везти на гастроли на фестиваль в Иркутск. "Ну а потом надо и на Байкал съездить еще", - сказал Валентин Григорьевич. В моей жизни Распутин - знаковая фигура. По "Живи и помни" никогда не снималось кино, хотя к Распутину ходили "за правами" многие.
- Начало съемок вы подгадали специально к юбилею писателя? Это - подарок?
- Подарок для меня в первую очередь. Распутин нервничает: что выйдет в итоге? Но я доверяю Александру Прошкину на миллион процентов...
- Валентин Григорьевич, вы в курсе, что начались съемки "Живи и помни"?
- Да. Но не все устраивает в сценарии. Мне дали почитать его в последние дни.
- Съемки начались благодаря Дарье Мороз?
- Да, Даша все затеяла. Если бы не она - не было бы и спектакля. Ей очень нравится ее роль.
- А вам она в роли Настены нравится?
- И мне тоже. Даша любит Настену. И я люблю Настену. Настена - олицетворение нравственности. Это - идеал.
- Который в современной действительности гибнет? В этом контексте хочу спросить: на ваш взгляд, жив ли русский народ, жива Россия, существует ли она в том народном, некогда органичном теле, которое называлось страной?
- В провинции еще жива, а в Москве нет. Хранить и беречь надо нашу провинцию, не растрачивать деньги только на Москву.