Сергей Чернышев: "Богатые тоже ищут счастья"

 

Российская газета | Проблема богатых и бедных - среди острейших. По данным Росстата, разрыв в доходах 10 процентов самых высокооплачиваемых и 10 процентов самых низкооплачиваемых работников - больше 25 раз. При этом треть россиян (37 процентов), согласно опросу ВЦИОМ, считают проблему бедности неразрешимой в принципе. Действительно тупик?

Сергей Чернышев | Сама эта формула - противостояние богатых и бедных - мистифицирует проблему, наводит тень на плетень. Богатые и бедные были, есть и будут при любом устройстве общества. В такой постановке проблема и впрямь выглядит неразрешимой. Подлинная ее суть - противостояние собственников и всех прочих. К прочим относятся и наемные труженики, живущие от получки до получки, и сибаритствующие прожигатели наследства, и люмпены с бомжами.

Центральная проблема страны не в том, что мало богатых и много бедных, а в том, что подавляющее большинство граждан не занимают позицию реального собственника. Кстати, в их числе и значительная часть богатых. На наших глазах отдельные граждане по решению инстанций прикомандировываются к собственности, стремительно влетают в список "Форбса" и по тому же мановению скоропостижно его покидают.

Собственник - это род деятельности, социальная роль, компетенция, ответственность и судьба, открытая в принципе для каждого человека. Это выбор, в значительной степени зависящий от него самого. Каждый вменяемый человек обязан стать собственником, а вменяемое общество ему обязано в этом помочь.

РГ | Минуточку, но ведь абсолютное большинство россиян - уже собственники приватизированных квартир и своих 6 соток. В чем проблема?

Чернышев | Да никакие они не собственники - лишь числящиеся, "титульные" владельцы. Они ведь не умеют с собственностью обращаться.

Под залог квартиры можно взять кредит в банке - хотя в этом, как и во всяком реальном действии, есть доля риска - и купить, к примеру, пай в инвестиционном фонде. Берете кредит под 10-12 процентов, вкладываете в паевой инвестиционный фонд. Только не на одну ночь, как Буратино в Стране дураков, а года на 2-3, тогда получите среднегодовой доход процентов 25. Ваш чистый доход составит 10-15 процентов годовых от стоимости квартиры. Десятки тысяч рублей в месяц! Спрашивается, за что? За то, что вы грамотны, деятельны, ваши деньги не "прокручиваются" впустую, а работают в полюсах и зонах роста экономики.

Если человек неспособен к таким элементарным действиям, он никакой не собственник. Собственник - тот, кто по отношению к вещам выполняет роль, заповеданную Богом, роль хозяина.

РГ | По этой логике решение проблемы бедных - сделать всех реальными собственниками.

Чернышев | Насильно сделать собственником невозможно, но можно научить. В этом смысле в раздаче ваучеров была здравая идея: предполагалось, что каждому россиянину выдают на руки его долю в собственности страны. Долю, которая должна была (по тогдашним правительственным подсчетам) составлять не менее 10 тысяч долларов! Но вышло так, что национальное достояние к тому моменту испарилось, остались только бумажки. А с другой стороны, люди не знали, что с приватизационным чеком делать, их не научили, как бумажку превратить в собственность. Все увидели, что на рынке ваучер стоит 27 долларов, не поняли, почему, но решили, что 27 лучше, чем ничего, и продали!..

РГ | Итак, вам осталось только рассказать, как стать богатым?

Чернышев | Стоп-стоп, речь о другом - как научиться быть собственником. Богатство - это камзол, расшитый бриллиантами, или "оранжевые упоительно дорогие кальсоны" из грез Кисы Воробьянинова. Богатства собственнику, понятное дело, доступны, но сами по себе не важны. Богатые тоже ищут счастья, смысла жизни, самореализации.

Взять того же Сороса, о котором вспоминает Гранин. Однажды на Лонг-Айленде миллиардер подвозил меня со своей дачи до электрички. Ехал в джинсах, закатанных до колен, босиком за рулем собственной машины, которой я по дремучести своей не впечатлился. Потом уж мне разъяснили, как это пафосно - "Ягуар" ручной сборки. Но в нем было тесновато, да еще Сорос жизнерадостно играл в дурилки с местными гаишниками, осваивая новенький антирадар.

С точки зрения привычных атрибутов богатства, Сорос не особо богатый человек. Российских граждан, сегодня живущих богаче, чем он, - тысячи, если не десятки тысяч. Но это, безусловно, человек счастливый. Ежегодно сотни миллионов долларов вкладывает в свои социогуманитарные проекты по всему миру. Его самореализация помогла реализоваться тысячам людей в самых разных сферах - науке, культуре, общественной деятельности. Можно не соглашаться с иными его идеями или методами, но нельзя не признать в нем настоящего собственника.

Как это не похоже на обывательские представления о богатстве! Никаких камзолов.

РГ | Помните проклятие папановского героя из "Бриллиантовой руки": чтоб ты жил на одну зарплату! Получается, это и впрямь проклятие.

Чернышев | Хуже того, катастрофа. И дело не в том, что жалованье маленькое. Зарплата связывает берущего и дающего унизительными узами. Мучается тот, кто ее получает: он сам себе не хозяин, ему всегда кажется, что она несправедлива, он постоянно боится, что и та, что есть, завтра исчезнет. Мучается и тот, кто ее дает: во-первых, жалко отдавать, а во-вторых, наемники-бюджетники норовят "откосить" от нагрузок, их надо неусыпно контролировать...

Хозяин и наемный работник - архаические персонажи конца XIX столетия, дотянувшие до начала XXI. Россия - одна из заповедных стран, где они составляют большинство населения.

Человек должен пользоваться богатствами, которые сам вызвал к жизни как собственник. Создал новое богатство, часть забрал себе на жизнь, а остальное поделил с теми, благодаря кому произвел, - с коллегами, государством, поставщиками, потребителями, держателями лицензий, прав...

РГ | Подзаголовок вашей книги - "Как заработать вместе со страной". Со страной действительно выгоднее работать или это патриотический лозунг?

Чернышев | Наоборот - возвращение к здравому смыслу. Представим, у вас лично в собственности целый завод - сколько он стоит? Завод в стране, пришедшей в запустение, простаивает, потому что отрасль разрушена, поставщики исчезли и спрос на продукцию упал. Тогда вам остается продать его по цене металлолома за вычетом затрат покупателя на автоген и самовывоз. В результате получится ноль без палочки. Поэтому, чтобы поднять стоимость завода, надо поднять страну.

Так что это исключительно шкурная, собственническая позиция. Только шкура разрастается до естественных пределов отечества.