Можно, например, установить, что за каждый метр налогоплательщик будет платить по 1 рублю. А для малообеспеченных граждан ввести необлагаемый налогом минимум - то есть с учетом доходов семьи определенное количество метров на одного человека можно освободить от налогообложения. В то же время граждане, обладающие большими квартирами и домами, в таком случае будут платить больше. Если же в квартире никто не зарегистрирован, то есть она приобретена для сдачи внаем или как средство вложения денег, может применяться повышающий коэффициент. И за счет этого произойдет перераспределение доходов от богатых в пользу бедных, пояснила Бурыкина. Кроме того, размер такой ставки может варьироваться в зависимости от типа жилья - быть ниже для владельцев квартир в хрущевках и выше для собственников нового жилья. Причем для взимания этой ставки, по словам Бурыкиной, все необходимые данные есть уже сейчас: "Мы знаем типы домов, метражи". А вот с введением единого налога на недвижимость, исчисляемого в процентах в зависимости от рыночной стоимости жилья, придется повременить, полагает депутат.
Напомним, что идея ввести единый налог на недвижимость, который должен заменить два действующих налога - на землю и на имущество, - возникла еще несколько лет назад. А недавно это предложение было поддержано и в Бюджетном послании президента. Дело в том, что сейчас граждане платят налог на имущество физических лиц - его ставка составляет от 0,1 процента до 2 процентов от стоимости имущества, которую определяет Бюро технической инвентаризации (БТИ). Но стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения часто значительно отличается от реальной рыночной цены жилья. И поэтому предлагается единый налог на недвижимость взимать в зависимости от кадастровой оценки объектов, по аналогии с тем, как исчисляется сейчас земельный налог. Глава минфина Алексей Кудрин сказал недавно, что появится такой налог не раньше 2010 года.
Бурыкина считает, что теоретически новую статью в Налоговый кодекс можно подготовить и раньше. Но при этом неизбежно возникнут проблемы с ее введением в действие. Прежде всего пока у нас нет методики массовой оценки недвижимости. Рыночная цена жилья - то есть цена сделки при покупках и продажах недвижимости - в мегаполисах завышена. И если привязывать ставку налога к рынку, она будет непосильной для многих граждан. Несколько лет назад, когда впервые возникла идея ввести такой налог, депутаты подсчитали, что рыночная стоимость московской хрущевки достигает 200 тысяч
рублей, рассказывает Бурыкина. В таком случае налог на недвижимость по ставке, равной сотым долям процента, составил бы более 600 рублей в год. Но для пенсионеров и такие платежи высоки. Между тем право устанавливать ставку нового налога предлагают отдать муниципальным властям. В их бюджеты будут уходить и сборы по налогам. В таких условиях муниципалы наверняка захотят увеличить доходы и задерут налоговую ставку по максимуму, предупреждает Бурыкина. И значит, надо предусмотреть такой механизм, который ограничил бы аппетиты местных чиновников. Например, установить "вилку" налоговой ставки.
Кроме того, свести в единый налог два нынешних - на землю и на имущество - будет непросто для владельцев квартир в многоэтажках. Если владельцы дач и домов уже платят налог на землю, то процесс передачи земли под многоквартирными домами товариществам собственников жилья будет долгим, прогнозирует глава налогового подкомитета.
По идее оценкой объектов недвижимости займется Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Но в перспективе, считает Бурыкина, можно было бы привлечь к этой работе и независимых оценщиков, предварительно проведя конкурсы по их отбору. И не исключено, что такая независимая оценка будет более справедливой, нежели та, которую назначат чиновники. Но в любом случае надо будет предусмотреть право граждан на оспаривание результатов оценки, а сам механизм сделать понятным для налогоплательщиков. Однако на все это уйдет время. И потому, предлагает Бурыкина, можно с 2009 - 2010 годов запустить налогообложение недвижимости по метражу. И лишь по мере готовности регионов поэтапно вводить налогообложение в зависимости от рыночной оценки.