Разговор постоянно вертелся вокруг "фальшаков", то есть поддельных картин и предметов, наводнивших рынок, засилья краденых изделий - от советских частных орденов до музейных гобеленов, отсутствия аттестованных экспертов, способных вообще точно оценить произведения искусства.
Кроме того, в стране не существует четких правил, по которым должно торговать антиквариатом.
По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры) Анатолия Вилкова, после того, как три года назад Россия открыла таможенные границы по ввозу художественных ценностей и антиквариата без уплаты налогов, в страну хлынули десятки тысяч произведений искусства, которые, с одной стороны, оживили рынок, а с другой - обострили все его "язвы". Сейчас предметы старины разрешено продавать в любой подворотне, любым сомнительным лицам, которые представляются профессиональными арт-дилерами или посредниками. Это при том, что в стране отсутствует правовой статус такой категории торговцев. В результате ежегодный теневой оборот на рынке антиквариата достигает по оценке Росохранкультуры 300 миллионов долларов. При этом Вилков убеждал присутствующих, что в России "теневой рынок является сегодня главным". И бороться с ним надо с помощью утверждения на уровне правительства правил антикварной торговли. Такие правила три года назад разработаны Росохранкультурой и все это время пылятся в минэкономразвития, где считают, что для всех без исключения магазинов, в том числе и антикварных, сойдут единые правила торговли, а покупателя защитит закон о правах потребителя. С этим категорически не согласны в Росохранкультуре и намерены добиваться введения таких правил.
"Деятельность этих магазинов требует обязательного соблюдения как минимум двух условий, - поясняет Вилков. - В них должны продаваться произведения искусства, прошедшие обязательную экспертизу на подлинность, а также проверенные по базе данных Росохранкультуры на "чистоту".
Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", насколько в таком случае защищены в России права собственников антикварных вещей, Вилков с оптимизмом заметил, что "на все сто процентов". То есть если их владельцы - "добросовестные приобретатели" и имеют на старинные вазы, ружья, книги, медали и сундуки документы в виде "наследных грамот", кассовых чеков, расписок, товарных накладных и иных подтверждающих законность владения юридических бумаг, то в случае недоразумений и претензий споры решаются только через гражданский суд. Возможно и добровольное согласие владельца на возвращение вещи, если она оказалась "нечистой" не по его вине. В этом случае положена денежная компенсация.
"Сейчас перечисление только украденных ценных советских орденов, находящихся в розыске, составляет полторы тысячи страниц. Это целые тома, хранящиеся в Росохранкультуре, на основании которых можно изъять вещи у их новых владельцев", - говорит Вилков. А в целом в базе данных этого ведомства числятся свыше 130 тысяч предметов антиквариата, находящихся в розыске. Поэтому каждый "новый коллекционер", советует Вилков, который намерен вкладывать деньги в антиквариат, должен иметь доказательные документы, которые бы подтверждали "чистоту" старинного предмета. Кстати, это же касается и так называемых немецких трофеев, вывезенных частными лицами после Второй мировой войны из Германии. А это сотни тысяч, миллионы единиц разнообразных ценных исторических бытовых предметов, произведений искусства, книг. Но при этом, предупредил Вилков, и продавцам, и покупателям опять же надо знать, какие из этих реликвий, по международному праву, считаются незаконными, то есть подлежат возвращению настоящим владельцам. А среди них между тем - десятки тысяч жителей оккупированных фашистской Германией стран, которые имеют право на возврат семейных ценностей, оказавшихся в российских семьях после войны. По словам Вилкова, сегодня в России существует так называемый Международный каталог потерь, насчитывающий 20 томов с описанием предметов и документами на них.
"Эти вещи отслеживаются на рынке правоохранительными органами, а Росохранкультура принимает меры по их возврату владельцам", - подчеркнул Вилков. При этом он сообщил, что скоро на сайте Росохранкультуры появится раздел "Осторожно, фальшивки!", в котором будут размещены предметы, оцененные группой экспертов как поддельные, но до сих пор не изъятые из оборота.
Кстати, во время этого разговора прозвучала одна интересная реплика со стороны представительницы английского антикварного рынка. По ее словам, на этом рынке действует четкая презумпция невиновности покупателя вещей. "Если, к примеру, галерея, магазин, аукционный дом продает картину или тарелку и выписывает чек, то этого достаточно, чтобы покупатели поверили в ее подлинность и легальность. Если же в чем-то усомнятся и докажут это с помощью двух независимых экспертов, то продавцы безоговорочно должны будут вернуть деньги", - заметила британская коллега.
Справка " РГ"
По данным Конфедерации антикваров, в среднем 12,5 процента составляет доходность рынка антиквариата по сравнению с доходностью в 11,5 процента на фондовом рынке. Кроме того, произведения искусства дорожают на 15-20% в год, что опережает банковские проценты в 5-7% в год.