Лейтмотивом обсуждения проекта бюджета стало предчувствие падения нефтяных цен, которое, впрочем, уже заложено в главном финансовом документе страны.
Началось заседание правительства с минуты молчания по россиянам, погибшим в Самаре, Кемеровской области и Краснодарском крае. Только после этого Михаил Фрадков дал старт обсуждению главного вопроса повестки. Он напомнил перед этим министрам, что работа над среднесрочным бюджетном вошла в завершающую стадию и никаких принципиальных разногласий на заседании бюджетной комиссии, состоявшемся накануне, между членами кабинета не возникло. И значит, нужно выдержать сжатый график подготовки и 30 апреля отправить доработанный проект в Госдуму. Предварив выступление основного докладчика Алексея Кудрина, глава кабмина отметил, что акцентами бюджетного планирования станут "обеспечение соответствующего уровня заработных плат бюджетников, финансирование в достаточном объеме приоритетных национальных проектов, развитие инфраструктуры и инвестиционной деятельности". Кроме того, будут изыскиваться возможности для мотивации отечественного бизнеса.
Главный разработчик среднесрочного бюджета Алексей Кудрин отметил, что этот проект составлен в соответствии с теми поправками в Бюджетный кодекс, которое вносило правительство, и выразил уверенность, что ко второму и третьему чтению в нижней палате новый кодекс сохранит "все эти основы".
Что касается параметров бюджета, то в 2010 году, по расчетам финансистов, рост внутреннего валового продукта должен составить примерно 6,1%, а инфляция должна быть снижена до 5,5%. "Снижение инфляции - это не только снижение ставок и "удлинение" наших денег. Это готовность наших граждан сохранять сбережения в рублях. Это и повышение доходов населения, в том числе самой уязвимой его части - работников бюджетной сферы", - пояснил Кудрин. Одним же из путей снижения инфляции и приоритетов бюджетного планирования, по Кудрину, должна стать диверсификация экономики, до сих пор зависящей от нефтяных доходов. А "пик цен на нефть" мировая экономика уже прошла, напомнил глава минфина.
- Сегодня мы не можем сказать, насколько прогноз по поводу снижения цен на нефть состоится. Раньше факты редко совпадали с прогнозом. Но мы должны быть к нему готовы. И даже к худшему, - заявил Кудрин.
Вслед за этим Кудрин заговорил об исполнении расходных обязательств правительства, заложенных в бюджете, которые могут носить разные формы, включая федеральные целевые программы, постановления правительства, в том числе и обязательства, принятые в рамках отдельных министерств. "Бюджет - это только оформление таких обязательств. Подчиненный инструмент. Контракты, договоры министерств - первичны", - пояснил Кудрин и объявил о своем желании провести "генеральную уборку" таких обязательств и проверить, достаточно ли "адекватно" они принимались. "Мы должны иметь подробнейшее постатейное описание федеральных целевых программ в рамках среднесрочного планирования. Потому что обычно они детализируются только на год-два, дальше, за рамками четвертого года, начинаются общие цифры. Мы должны прийти к тому, чтобы снизить темпы расходов и роста гособязательств", - считает Кудрин.
Здесь Кудрин вновь заговорил о нефти. Он заявил, что доля нефтегазового сектора экономики в ВВП должна снизиться до 14,9 процента к 2009 году (по сравнению с 21 процентом ВВП в 2005 году). К этому подталкивает и ожидание ухудшения мировой конъюнктуры, и снижение темпов роста добычи, которые сохраняются на уровне 2-3 процента в год, что ниже темпов прироста всей экономики. Таким образом, считает Кудрин, экономика будет диверсифицироваться. При этом, конечно, должны будут снизиться доходы федерального бюджета. "Мы должны быть готовы к этому вызову и выделить такую рискованную часть федерального бюджета, тянущую экономику вниз, в отдельную часть", - выдал свой план Кудрин. Он предложил выделить для налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и иных рискованных нефтегазовых доходов отдельный счет, а растущие доходы "ненефтегазовой экономики" аккумулировать на другом счету бюджета.
От разделения доходов бюджета по отдельным счетам Кудрин перешел к отделению от Стабфонда еще двух фондов и параметрам такого раздела. Напомним, президент в Бюджетном послании поручил правительству преобразовать Стабилизационный фонд в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. В 2008-2010 годах Резервный фонд, равняющийся 10 процентам ВВП, будет обеспечивать расходы бюджета в случае снижения цен на нефть. По словам Кудрина, к 1 января 2009 года в нем будет 3487 миллиардов рублей, а через два года - уже 4447 миллиардов. При этом, по мнению Кудрина, в будущем доходов от нефтегазовой отрасли может и не хватить для поддержания размеров Резервного фонда на уровне 10% ВВП.
Фонд будущих поколений, по задумке, будет вбирать в себя доходы от нефти и газа, образующиеся в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и расходами федерального бюджета. При этом его объем будет поначалу снижаться. От запланированных в 2009 году 637,7 миллиарда к началу 2010-го может остаться 569,1 миллиарда. Однако к 2011-му его размеры должны "застабилизироваться" у этой цифры и составить 1,3 процента ВВП. Как пояснил Кудрин, средства Резервного фонда будут вкладываться в надежные ценные бумаги, которые можно было бы реализовать в любой день на рынке, а средства Фонда будущих поколений будут инвестироваться в "более широкие инструменты", в том числе бумаги корпораций или недвижимость.
В целом, согласно проекту, в 2008 году доходы бюджета запланированы на уровне 6,673 триллиона рублей (19,1% ВВП), расходы - 6,5 триллиона рублей (18,6% ВВП), профицит 173,2 миллиарда (0,5% ВВП). К примеру, в 2006 году профицит составил 7,5% ВВП.
В 2009 году бюджет должен получить 7,421 триллиона рублей (18,8% ВВП), а на расходы уйдет 7,362 триллиона (18,6% ВВП). В 2010 году доходы вырастут до 8,035 триллиона рублей (18,1% ВВП), а расходы составят почти 8 триллионов. Профицит, таким образом, снизится до 36,5 миллиарда, или 0,1% ВВП.
Отзыв министров, имевших на руках детализированные параметры трехлетнего бюджета, в целом был благожелательным. Все выражали восхищение оперативной и многотрудной работой Кудрина и его ведомства. Однако глава минэкономразвития Герман Греф заявил, что для него было большой неожиданностью, что "мы набрали столько обязательств, что выходим к 2010 году практически на беспрофицитный бюджет". "Поэтому я согласен с минфином в том, что нужно провести инвентаризацию обязательств. Ведь если конъюнктура будет хорошей, профицит может и появиться. Но нет гарантии, что не будет хуже", - поддержал он коллегу. Кроме того, у минэкономразвития и минфина есть разночтения по поводу доходов. Ведомство Грефа считает, что с 2008-го по 2010 год бюджет будет получать на несколько сот миллиардов рублей больше. Эти, заявил Греф, будут позже согласованы министерствами.