09.04.2007 02:00
    Поделиться

    Москву отмоют шампунем и пропылесосят

    Говорят, что грязно там, где не убирают. Москву вроде и моют, и чистят регулярно. Но, возвращаясь из Европы, москвичи невольно задаются одним и тем же вопросом: Почему в Лондоне, Париже или в Берлине можно целый день проходить в белой рубашке, а дома, в Москве, после пешей прогулки она очень быстро превратится в серую, да и обувь покроется толстым слоем пыли? Ответ на эти вопросы искал накануне традиционных городских субботников в апреле корреспондент "РГ".

    Выяснилось, что столичная казна не скупится: более 10 миллиардов рублей в год тратится на уборку улиц города. Что любопытно, деньги эти распределяются примерно поровну между мытьем-подметанием в теплое время года и борьбой со снегом зимой. Конечно, бывают и исключения.

    - Минувшей зимой впервые в истории Москвы мыли дороги! - рассказала "РГ" пресс-секретарь департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Марина Орлова. - Причем не один раз, а несколько. Иначе было нельзя - погода стояла теплая, асфальт покрылся маслянисто-пыльной пленкой. Она мешала реагенту растапливать снег и, чтобы дороги не превратились в сплошную катушку, их приходилось отмывать с шампунем, как обычно делается осенью, перед подготовкой к зимнему сезону.

    Впервые в этом году центр столицы попробовали и пропылесосить, что в Европе делается по нескольку раз на дню давным-давно. Но мощные агрегаты сумели избавить пока московские улочки лишь от щебня, которым нынче столичные дворники (заметим, тоже впервые!) щедро посыпали тротуары в зимнее время, оберегая горожан от гололеда. Грязь, увы, так и осталась лежать почти нетронутой.

    Ну а про то, как традиционно в теплое время года по городу гоняет пыль подметально-уборочная техника, можно и не говорить - все видят сами. Шеститысячная армия поливальных машин в основном смывает грязь с середины дорог к обочинам. Эти и тому подобные очистительные процедуры предписаны Правилами санитарного содержания территорий..., утвержденными постановлением правительства Москвы 9 ноября 1999 года N 1018. "Пока не будет устранена причина появления грязи, город от нее не избавится", - пояснил "РГ" один из сотрудников НИИ департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

    Так в чем же она, эта причина? Одни считают: дело в том, что слишком много в российской столице строек.

    Для справки: в 2007 году в Москве собираются построить свыше пяти миллионов квадратных метров жилья, два десятка школ, сотню детских садов, сотни стоянок и гаражей, транспортные развязки и другие не менее значимые объекты как в центре, так и в спальных районах города.

    - А там, где стройка, всегда много грязи, мэр недаром в прошлом году поднял эту проблему, - говорил в беседе с корреспондентом "РГ" заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. - Какие-то меры уже приняли. В частности, со строительных площадок теперь не выпускают машины с грязными колесами - везде мойки организовали. Но при рытье котлованов часть земли все равно разносится по округе.

    Другие, как сотрудники ГИБДД Москвы, вину за грязь возлагают на обилие транзитного транспорта. И в самом деле, иногородние машины, например, сразу узнаешь по плотному серо-коричневому налету, под которым часто даже их цвета не видно. Машин же таких - тысячи! Заставить всех владельцев и водителей трейлеров каждый раз перед въездом в город мыть транспорт пока не удается.

    Во-первых, потому, что будь все авто даже залеплено грязью, но если государственный номер на нем протерт тряпочкой и читается, то в соответствии с Административным кодексом дорожные инспектора не имеют права даже остановить водителя, не говоря уж о том, чтобы оштрафовать его. Да и цены на столичных автомойках кусаются: от 200 до 700 рублей! К тому же, как объяснил "РГ" владелец одной из подмосковных компаний, занимающейся доставкой грузов в столицу, даже если машину помыть на МКАДе, а затем проехать километров десять по Кольцу или по городским окраинам, то авто снова будет выглядеть как немытое.

    Если же присмотреться к наиболее грязным участкам улиц, то можно заметить интересную взаимосвязь - грязи больше там, где есть открытый грунт или газон. Исключение - окрестности Кремля. Здесь газоны ухожены как надо, а дорожки вылизаны почти языком. Вот и этой весной с конца марта подрядные организации ГУПа "Доринвест" и филиала ГУПа "Доринвест N8 "Кремлевское кольцо" привели в порядок более 2 тысяч квадратных метров газонов в Александровском саду и на Кремлевской набережной.

    На очереди сейчас - высадка рассады виолы и оформление вертикальных цветочных композиций у Вечного огня и памятника Жукову, которые будут готовы ко Дню Победы. Но затраты на эти и многие другие работы идут здесь не столько из городского бюджета, сколько из федерального кошелька. Столичному бюджету выделение таких денег на озеленение всей территории Москвы не под силу. Хотя он и без Кремля ежегодно выделяет на эти цели порядка миллиарда рублей. Значительная часть этих средств идет на реконструкцию и посадку газонов. Ведь по существующим правилам открытых участков почвы или грунта в городе вообще быть не должно. Растительности может не быть лишь во время строительных или ремонтных работ. Однако это правило действует лишь на бумаге.

    Виноваты в этом и машины, которые паркуются хоть куда, лишь бы приткнуться, не разбирая, газон это или клумба, и народ, вытаптывающий любую растительность, и климат - снегопады и реагенты зимой и дожди, вымывающие почву летом. А также все те же загрязнения от автотранспорта, как показывают исследования: 92-93 процента от общего химического загрязнения почвы в Москве имеют нефтяное происхождение. А, по данным департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы, до четверти реализуемого в городе топлива - прямогонное, содержащее в качестве добавки тетраэтилсвинец.

    Зачастую, чтобы улучшить состояние почв, "Мосзеленхозу" приходится "мертвую" землю срывать и вывозить, а на ее место доставлять новую из экологически чистых районов Подмосковья.

    - Конечно, плохо, что земля загрязненная, но не маловажную роль играет и неправильное устройство газонов. Пока их не научатся делать правильно, с уличной грязью мы не справимся, - считает заместитель генерального директора Научно-производственного предприятия по охране окружающей среды при департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ОАО "Прима-М" Харис Якубов. - У нас газоны проектируются и создаются либо параллельно земле, либо так, чтобы они имели наклон в сторону улицы - тротуара. Поэтому достаточно небольшого дождя или струи мощной поливальной машины, чтобы грязь с газонов стекла на проезжую часть.

    Потом дождевая вода высыхает, а грязь остается. Стоит подняться ветру, и эту серую пыль разметет по всей улице.

    На правильно устроенном газоне таких последствий не бывает, ибо он высоко поднят над тротуаром или проезжей частью, при этом имеет скат к центру или наклон в противоположную от дороги сторону, края его при "негустой растительности" плотно присыпаны украшением - галькой, щебенкой, камушками или песком. С подобных сложных флористических композиций ни одна песчинка по "своей" воле не упадет.

    - Посмотрите на газон на Новом Арбате, он намного выше тротуара, скат у него - в центр оазиса, что, кстати, полезно и для грунта, - привел пример Якубов. - Не случайно и улица здесь относительно чистая. Если грязь и есть, то она в основном наносная.

    Но одно бесспорное преимущество у Москвы не отнимешь. Это обилие зелени. По официальным данным, на одного жителя российской столицы приходится порядка 16 квадратных метров езелениния.

    Поделиться