Опять аншлаг
Бронзовый зал петербургского Дома архитектора не выдержал наплыва участников, и около 50 человек из 250 приехавших оттеснили в соседнее помещение, где велась телетрансляция конференции. Однако недовольных не было: актуальность темы и внушительный состав выступающих заставили позабыть о неудобствах. И это неудивительно, ведь отмена лицензирования касается всех строителей, без исключения, а еще раз оттягивать ее (как сделала Госдума 29 декабря, продлив лицензирование до 1 июля) власти вряд ли захотят. Выступавший на конференции представитель Общественной палаты РФ Григорий Томчин это подтвердил, подчеркнув, что в администрации президента настроены очень решительно: соответствующие поправки в Градостроительный кодекс будут приняты и вступят в действие в этом году. Эксперт Комитета Государственной Думы по собственности Павел Дубонос также выступил за скорейшее принятие поправок, однако намекнул, что в верхах есть серьезные силы, которые выступают за сохранение лицензирования, утверждая, что саморегулирование в результате увеличит цену квадратного метра. Поэтому так важно, чтобы закон нашел поддержку широких слоев строителей и тех саморегулируемых организаций (СРО), которые уже существуют.
Павел Дубонос и специалист Института экономики города Кирилл Холопик подробно объяснили, как именно власть представляет себе работу строительных СРО. Это должны быть ассоциации, сформированные по регионам или по профилю деятельности, в которых не менее 100 и не более 500 компаний. Основные функции СРО - допуск на рынок и насильственное удаление с рынка. Допуск осуществляется путем выдачи документа (сертификата - аналога лицензии), удостоверяющего членство в СРО.
Требования к членству, а также профессиональные стандарты качества и безопасности разрабатываются самой СРО. При этом и представители федеральной власти, и вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров выразили пожелание, чтобы на общероссийском уровне была сформирована одна или в крайнем случае несколько единых баз стандартов, основанных на требованиях закона о СРО.
А уже на их основе профильные и региональные ассоциации будут вырабатывать свои специфические нормы и вести текущую работу.
Удаление до конца жизни
Эту часть докладов участники встретили молчаливым одобрением. А вот мнение власти о том, как будет происходить удаление с рынка и чем за это расплатится СРО, вызвало в зале тревожный гул. Между тем именно с помощью этого механизма государство надеется избежать недостатков системы гослицензирования. О неэффективности последней говорится очень давно. За прошлый год лицензий выдано больше, чем зарегистрировано строительных организаций, что, по мнению чиновников, свидетельствует о высоком уровне коррумпированности строительного сектора и отсутствии эффективного механизма отбора компаний. Много нареканий вызывает и деятельность Федерального лицензионного центра (ФЛЦ). По словам Павла Резанцева, генерального директора Ассоциации "Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада", выручка от услуг ФЛЦ в восемь раз больше их себестоимости. А прибыль составляет 500 процентов. Стабильность этих доходов обеспечивается путем регулярных проверок, проводимых ФЛЦ, причем, как правило, все обнаруженные нарушения носят дежурный характер. Вопрос ставится просто: если не хочешь приостановки деятельности - купи лицензию у ФЛЦ. Поэтому строительные организации вынуждены идти на любые расходы. А как обеспечить безопасность на строительной площадке - это уже никого не волнует.
Получается, что государство, допуская то или иное лицо на рынок, не несет за него ответственность. А СРО должна ее нести. Ведь каждый потребитель услуг компании - члена СРО имеет возможность обратиться в организацию за компенсацией ущерба.
Суть предлагаемого государством механизма удаления с рынка такова: если какая-то компания нарушила профессиональные стандарты, понесла убытки и должна за это расплачиваться, она может обратиться к помощи специально созданного компенсационного фонда, формирующегося за счет членских взносов. То же самое может сделать потребитель услуг компании. В результате окажется, что за ошибку одного крановщика заплатят все участники рынка, и заплатят изрядно. Спрашивается, захотят ли они после этого видеть в своих рядах проштрафившуюся компанию?
А провинция против
Вопрос о компенсационном фонде и об ответственности СРО вызвал жесткую дискуссию. Особенно горячились представители Поволжья и Кузбасса.
- Зачем мне нужно вступать в СРО? - вопрошал директор Союза строителей Саратовской области Константинов. - Для строителей саморегулирование значит только то, что вместо платы за лицензию нужно будет платить в СРО. Что она мне даст? Права СРО не прописаны в законе.
Директор Союза строителей Воронежской области Александр Никулин тоже выразил недоумение.
- Вопрос, кто будет организовывать все это? Непонятно, кто. Что делать строителям в то время, пока СРО еще не зарегистрирована , тоже непонятно, - заявил он.
- Все, что тут говорилось о покупке лицензий, о коррупции - это все, господа, в столицах, - уверяла директор Союза строителей Кузбасса Ирина Кузеванова. - А у нас взяток нет. И лицензии не покупаются. Вот вы, москвичи и питерцы, и создавайте СРО первыми. А мы пока в другом экономическом состоянии, мы только-только выбираемся из тупика.
Она призвала к тому, чтобы в течение двухлетнего переходного периода обе системы - лицензирование и сертификация в СРО - существовали параллельно.
В общем, взять ответственность на себя - нешуточное дело. Действительно, очень многим нужно до этого дорасти.
Кстати, через несколько дней вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров заявил на совещании, посвященном реализации национального проекта "Доступное жилье", что администрация города сделает все, чтобы на рынке остались только крупные строительные компании. "Мы вас так подготовим к саморегулированию", - отметил он.