Европейский форум учителей-новаторов проводится каждый год в разных странах Европы. В нем участвуют преподаватели, стремящиеся использовать в своей работе новейшие информационные технологии, многие- победители национальных конкурсов учителей-новаторов. Цель у форума, прямо скажем, грандиозная: сформировать всемирное образовательное сообщество, в котором педагоги смогут общаться, обмениваться опытом и совершенствовать знания и навыки в области ИКТ. Форумы учителей-новаторов - часть некоммерческой инициативы компании Microsoft "Партнерство в образовании" и проходят при активном участии ЮНЕСКО.
Второй раз за историю форума на него приехали педагоги из России - лучшие учителя, победители конкурса в рамках нацпроекта "Образование". Вместе с коллегами из Финляндии, Литвы, Дании и других стран в штаб-квартире ЮНЕСКО, что буквально в двух шагах от Эйфелевой башни, они в течение двух дней презентовали свои проекты, обменивались опытом, учились друг у друга. Но самым долгожданным был, конечно, семинар в Лувре. Разделившись на интернациональные группы, в окружении всемирно известных скульптур и картин педагоги разрабатывали методики работы с учениками. Буквально своими руками, с помощью фото- и видеокамер и ноутбука создавали мультимедийный урок на выбранную заранее тему. В группе под номером 21, которой руководила учительница английского языка француженка Мишель, педагоги размышляли на тему "Слава и превосходство". Мишель попросила всех подумать о том, какими средствами автор того или иного произведения показывает известность героя, его могущество. Однако неожиданно управление в группе, где были педагоги из Иордании, Литвы и России, в свои руки взял учитель истории из Москвы Александр Драхлер. Он предложил использовать в работе не только свои собственные мнения, но и опросить посетителей музея. Инициативу с удовольствием подхватили остальные. Таким образом, учителя превратились и в художественных критиков, и в журналистов.
Но форум помимо общения - это еще и конкурс проектов. Каждая страна привезла что-то интересное. На стендах были представлены и супертехнологичные проекты, как, например, у учителей из Дании: работа датских школьников основывалась на sms-исследованиях, видеороликах, размещенных в сети Интернет. Были и менее "навороченные" проекты. В частности, учителя из Габона представили программу, помогающую студентам научиться основам работы с компьютером. Для этой страны именно такие проекты сейчас важнее всего, ведь там один компьютер делят между собой 20 студентов.
Наши педагоги привезли две работы. Проект Ильшата Губайдуллина, учителя изобразительного искусства и черчения школы N 5 из города Бугульмы, посвящен "интеграции" черчения и рисования. Ученики самостоятельно изучают графические элементы, находят их в национальных узорах и орнаментах, а потом с помощью специального графического редактора на уроках информатики создают собственные узоры.
Проект преподавателя информатики Ирины Ивановой из московской школы с углубленным изучением экономики N 1301 называется "Еда". В принципе темой такого исследования мог бы стать любой продукт. Но ученики получили совершенно конкретный заказ: шоколадная фабрика попросила детей составить "портрет" своей продукции. Насколько она популярна, чем не устраивает покупателей, какие цены в магазинах? Ребята справились с работой отлично, за что и получили от заказчика 10 килограммов шоколада "наградных". Результаты проведенного школьниками анализа фабрика взяла на вооружение.
Именно Ирина стала одним из победителей форума в номинации "Социальный проект".
- В нашей программе участвовали школьники 5-11-х классов, всего более 200 человек, - рассказала Ирина Иванова. - А вообще у нас информатику учат с третьего класса. И это правильно. Чем раньше ребенок научится ориентироваться в информационных потоках и активно воздействовать на них, тем лучше.
Какая страна сегодня наиболее продвинута в области информационных технологий? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к директору по работе с образовательными учреждениями Microsoft в Европе, Азии и Африке Марку Исту.
- Сегодня в лидерах Америка, Великобритания, Сингапур, страны Средней Азии, - считает господин Ист. - Россия пока отстает, во всяком случае, по уровню использования этих технологий в школах. Нужно искать возможности увеличивать количество компьютеров. В вашей стране, насколько мне известно, одна машина на 10-15 учеников. Это неплохо. Но, для сравнения, в той же Великобритании, да и в Америке один компьютер на двух школьников, а в Сингапуре - вообще у каждого ученика есть свой "лэптоп". И компьютерные технологии используются практически на всех занятиях, а не только в течение 40 минут на уроке информатики.
- Какие проблемы вы видите в интеграции IT-технологий и образования?
- Главная проблема - научить учителей использовать информационные технологии. Дело в том, что сейчас учителя становятся старше, в Европе средний возраст педагога - 45 лет. И для многих из них использование IT в обычной жизни - это что-то новое, необычное, чему надо учиться. Современные дети гораздо "ближе" знакомы с компьютером, чем мы. Нужно не отстать. Учитель должен стать "гидом" для ученика, помочь ребенку использовать компьютер не только для игр и развлечений, но и для поиска информации, для создания каких-то новых стратегий получения знаний.