Байкал стал собственником 89 тысяч 165 квадратных километров

После очередного всплеска общественного интереса к судьбе Байкала, в результате которого был изменен проект трассы нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан в пользу интересов озера, Правительство России утвердило 27 ноября 2006 года новые границы экологических зон БПТ. Так сказать, официально определило статус водосборной территории вокруг Байкала.

На карте эта зона покрыта клеточками и, цитирую документ, "включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал". В которых, согласно Федеральному закону "Об охране озера Байкал", запрещена всякая хозяйственная деятельность, хотя бы косвенно наносящая вред окружающей среде. Вот ее статистические данные.

Площадь - 89 165 квадратных километров (в том числе акватория Байкала 31 500 квадратных километров).

На этой территории проживают около 140 тысяч человек в 150 населенных пунктах (по состоянию на 1 января 2006 года).

Непосредственно к побережью Байкала примыкают 10 (десять) особо охраняемых природных территорий, в том числе 3 заповедника, два национальных парка, 5 заказников.

Не случайно граница центральной экологической зоны (которая на карте в клеточку) совпадает с границей участка Всемирного природного наследия "Озеро Байкал".

Еще в 1996 году решением ХХ сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию наше славное море, священный Байкал был включен в список участков всемирного природного наследия по четырем критериям.

Прежде чем перечислить их, хочу, читатель, обратить ваше внимание вот на какую сторону дела. Критерии ЮНЕСКО, как и всякие официальные критерии, лаконичны, сухи и прагматичны. Интересно сравнить наши личные оценки Байкала, наши восприятия его ценностной сути, и вообще наши критерии природных ценностей с теми, которые устанавливает мировое гуманное сообщество.

Итак, критерии ЮНЕСКО для Байкала:

- представляет наглядный пример отражения основных этапов развития Земли, включая следы древней жизни и значительные геологические процессы;

- является выдающимся примером, представляющим экологические и биологические эволюционные процессы, развитие экосистем наземных, речных, прибрежных и морских сообществ растений и животных;

- представляет собой природный феномен или территорию исключительной эстетической значимости;

- включает природные ареалы большой важности и значения для сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, имеющих выдающееся мировое значение с точки зрения науки и сохранения природы.

Снимем шляпы, господа. Мы стоим перед величием эпох - не царей, королей, вождей, императоров и президентов, перед нами детище миллионолетних геологических трудов, подарок Творца и Природы. Подарок Судьбы. С нас творцы этого величия и богатства не берут ни рубля, ни доллара, особенно щепетильные могут даже не говорить спасибо. Единственная смиренная просьба матери-природы - не ломать, не губить, не травить.

Мы стали покорителями всего. Что нам просьба какой-то гипотетической матери. Мы не обязаны к ней прислушиваться, терпеть покушение на наши права и свободы. Это посягательство на святая святых - наше законное право делать деньги. Даже Федеральный закон "Об охране озера Байкал" (N 94-ФЗ, вступивший в силу в мае 1999 года) не в силах ограничить наши конституционные права получать прибыль и доходы.

Оденьте шляпы, уважаемые, начинаются наши повседневные реалии.

Совет Безопасности Российской Федерации (в рамках Межведомственной комиссии по экологической безопасности) 15 марта 2007 года констатировал: "...существует ряд угроз безопасности уникальной экологической системы озера Байкал: вынос загрязняющих веществ со стоком реки Селенги; возрастающее влияние северного промышленного узла (имеются в виду Северобайкальск, Нижнеангарск и др.) на экосистему озера, возможные аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, включая разливы нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, прежде всего на Транссибе и БАМе; сбросы сточных вод и утечки загрязняющих веществ с промплощадок предприятий прежде всего Байкальского ЦБК и Селенгинского ЦКК; рост нагрузок от атмосферных выпадений загрязняющих веществ в результате увеличения антропогенных выбросов; разрушение складов и хранилищ промышленных и бытовых отходов в городах Байкальске, Слюдянке, Селенгинске в результате возможных землетрясений...".

Многочисленные комиссии и проверки, более 70 в год, будто не замечают, что вокруг Байкала образовались признаки "черной дыры"

Нет, Совбез не обошел своим вниманием проблему, выросшую с девяностых годов, похоже, до степени неразрешимости - общероссийскую проблему браконьерства. Во всех ее проявлениях. И на Байкале она живет и крепчает, прежде всего на промысле омуля. Видоизмененно она перешла в область несанкционированного строительства и реконструкции рекреационных и частных объектов. По лучшим, красивейшим берегам и бухтам выросли десятки частных так называемых турбаз, оздоровительных центров, водолечебниц и т.д., которые за очень приличные деньги распространяют путевки по всему свету, получают доходы, ни перед кем не отчитываясь за свою деятельность. Торгуют "коттеджами", построенными наперекор всем правовым и юридическим нормам в водоохраной полосе в двух шагах от уреза воды. Происходит, как отмечается в документах Совбеза, разрушение острова Ярки (уникального природного образования, "отрезающего" северный, заболоченный, самый загрязненный участок Байкала от его основной акватории узкой песчаной косой - залив Ангарский сор). Этот остров с узкими мелководными протоками слева и справа от себя не дает нечисти, попадающей в Байкал из районов Северобайкальска, Нижнеангарска, Кичеры и других населенных пунктов, проникать собственно в озеро. Залив Сор как бы задерживает, накапливает и фильтрует в своих водах (в него впадают речки Верхняя Ангара, Кичера, другие) целый букет нечисти и отравы, превышающих предельно допустимые концентрации в несколько раз: сульфаты, хлориды, аммоний, фосфаты, нитраты...

К сожалению, и для Совбеза, и для широкой российской общественности стали "вчерашней" новостью, повторяемой снова и снова, недостатки в государственной системе охраны озера Байкал: неоправданная скупость в финансировании наблюдений, изучении и контроле окружающей среды озера Байкал. Эта незаинтересованность исполнительной власти сказывается в многочисленных смешных бюрократических "традициях". Например, 29 августа 2006 года Правительство Российской Федерации распорядилось (N 1205-р) сформировать межведомственную комиссию для обеспечения всех действий "заинтересованных органов исполнительной власти в области охраны озера Байкал".

Похоже, нет таких заинтересованных. Идет 8-й (восьмой) месяц, комиссия не сформирована. А ведь она должна решать те самые проблемы, которые сегодня вопиют и о которых говорится в документах Совбеза России.

Правда, Совбез надеется, что все-таки заинтересованные есть. И снова, уже дублируя Правительство РФ, поручает "МПР России (Министерству природных ресурсов) совместно с другими заинтересованными федеральными... ускорить формирование..."

У попа была собака... Тот кусок мяса она, наверное, еще не съела, потому-то и продолжается "интересное кино".

В своем отчете (на 1 января 2007 года), направленном и в Министерство природных ресурсов РФ, руководство ООО "Лесопромышленного комплекса Континенталь Менеджмент", управляющей компании БЦБК, докладывает, как выполняется программа реконструкции всей системы водопользования на комбинате. По общей программе, стоящей 321 миллион 885 тысяч рублей, на создание системы замкнутого оборота выделялось 93,931 миллиона рублей. На 1 января 2006 года было выполнено работ на сумму 91,4 миллиона рублей. Завершение всех работ на системе водооборота было запланировано на апрель, а "пробный пуск" - на 26 июня 2007 года.

И вдруг - знакомый по советской практике пассаж. Совет Безопасности на упомянутом заседании поручает администрации Иркутской области совместно с минэкономразвития, минфином и Минрегионом России "подготовить обоснования (подчеркнуто мной - А.Ю.) о выделении дополнительных средств в объеме 66 миллионов рублей для завершения в 2007 году строительства канализационных очистных сооружений г. Байкальска, имея в виду, что введение в действие системы замкнутого водооборота на Байкальском ЦБК возможно исключительно при условии одновременного ввода в действие городских очистных сооружений для бытовых сточных вод города и предприятия". Вот и все. Это было сказано 15 марта 2007 года. Утверждено 29 марта 2007 года. Пока-то дойдет до исполнителей... А многие ли из них станут животы рвать на ускорении бюрократического процесса. Да и получить от минфина "лишние" внебюджетные 66 миллионов рублей - дело не одной недели.

Уж если Байкальскую комиссию не могут создать за 8 месяцев, то что говорить о 66 миллионах внебюджетных рублей (дополнительных, сверх сметы - 321,885 миллиона). А срок пуска запланирован, повторяю, на 26.06.2007 г. через три месяца то есть. Это не будет геройским делом, даже если проведут пробный пуск. Ибо это не первый и не второй срок, который давали комбинату. "Российская газета" об этом писала и год, и два, и три года назад.

Многочисленные комиссии и проверки, более 70 в год, будто не замечают, что вокруг Байкала образовались признаки "черной дыры". Уточню: финансовой "черной дыры". В "неблагополучные" по качеству воды реки вбухиваются десятки и сотни миллионов рублей налогоплательщиков не для того, чтобы поставить заслон отравлению Селенги - главного поставщика воды Байкалу, а на иные цели.

Укрепляют дамбы от половодья и берега от обрушения на берегах речки Чикой. 10 миллионов в 2005 году выделил федеральный бюджета, кое-что перепало и из местного котла. А в очистку ядовитых стоков не вкладывают ни федеральный, ни местный бюджеты. Река Чикой поставляет реке Селенге, как одной из главных ее притоков, воду, в которой примеси нефтепродуктов превышают 2 предельно допустимых концентрации (ПДК), фенолов - 4 ПДК, меди - 6,8, железа - 12 предельно допустимых концентраций.

Но, кажется, все рекорды сбора бюджетных средств побила река Хилок, тоже приток Селенги. Ее водица отравлена концентрациями цинка, превышающими 11,8 ПДК, фенолов - 3, меди - 7,4, железа - 8,6 предельно допустимых концентраций. На строительство дамб и иных сооружений тут вложено в 2005 году 6 миллионов 648 тысяч из федерального бюджета, полмиллиона из местного.

Ни речки Чикой и Хилок, ни берега Иркутского водохранилища, на укрепление которых целевым назначением выделено около 16 миллионов рублей, не входят в центральную экологическую зону Байкала. А реки Чикой и Хилок текут за сотни километров от Байкала.

Спору нет, с горными речками в период их половодья шутки плохи. Водозащитные сооружения надо строить новые и укреплять старые - иначе больше потеряем на катастрофах. И не только на Байкальской природной территории. Но зачем эти многомиллионные суммы подгонять под байкальскую крышу, выдавая тем самым располагающее триллионными ресурсами уникальное озеро как прорву для народных денег. Ведь Байкальский бюджет финансирует даже выпуск спецстраниц в федеральной газете "Единая Россия".

Какое имеют отношение собственно к охране озера Байкал все эти траты? Как и более 25 миллионов рублей на укрепление берегов водохранилища Иркутской ГЭС. Как известно, это водохранилище распложено в десятках километров ниже истоков Ангары, и, соответственно, Байкала. Вода в озеро по реке обратно не пойдет, сколько ни вкладывай.

За берегами водохранилища, которое питает Иркутскую ГЭС своей водой и позволяет вырабатывать электричество, стоящее ныне очень дорого, должно следить РАО ЕЭС, тратиться на их укрепление. А не бюджет России. А как же - любишь кататься, люби и саночки возить.

Под бесконечные разговоры о спасении Байкала в 2005 году удалось увести из федерального бюджета более 103 миллионов 822 тысяч рублей и из бюджетов прибайкальских субъектов 55 миллионов 928 тысяч рублей. При том, что среднемесячная зарплата у работающего люда на берегах Байкала (69 тысяч человек) 4 тысячи 260 рублей в месяц. Богаты мы - казны не считаем?

Конечно, легче всего в федеральный бюджет руку запустить. Понимаю: может, другого выхода и нет. Но зачем эти траты благословлять именем Байкала?

Однако вернемся к обнадеживающим фактам. Изданная министерством природных ресурсов карта - альбом центральной экологической зоны Байкальской природной территории - труд уникальный и полезный. Теперь для форсирования благоустроительных работ, в том числе и рекреационных, есть государственный основополагающий документ. И для эффективного экологического контроля на заповедной зоне озера.

Остается добавить, карта составлена и подготовлена к изданию Восточно-Сибирским научно-исследовательским институтом геологии, геофизики и минерального сырья НПП "Иркутскгеофизика" за счет средств федерального бюджета.