Сегодня "Российская газета" публикует соответствующий приказ директора ФСБ Николая Патрушева.
В самой ФСБ наотрез отказались комментировать свою собственную новую инструкцию. Неофициально наши источники в силовых ведомствах пояснили, что после объявленной пару лет назад и широко разрекламированной акции ФСБ с призывом звонить и сообщать о подозрительных лицах и фактах на Лубянку обрушился шквал звонков. При этом ценность более девяноста процентов тревожных сигналов оказалась нулевой. Но от вала пустых сообщений чекисты не только захлебнулись, они оказались просто не готовы рассматривать такое количество. Такая объективная трудность, с одной стороны, размыла внимание оперативников к обращениям, а с другой стороны, породила необходимость упорядочить эту важную работу. Так и родилась новая инструкция, которая оказалась итогом анализа и учета опыта проведенной акции звонить на телефон доверия ФСБ.
Прежде всего нововведения касаются сути работы с гражданами. Ведомственная инструкция утвердила единые правила приема устных и письменных обращений людей в ФСБ, их регистрации, контроля за исполнением принятых по ним решений. Формализма и отписок должно стать меньше. Достичь этого ФСБ хочет, повысив персональную ответственность каждого конкретного начальника на местах, рассматривающего каждое конкретное обращение.
К тому же известно, что жалобщик жалобщику рознь. Кроме граждан, чье психически неустойчивое поведение откровенно зависит от времени года, а точнее, от весны и осени, встречаются и такие категории граждан, чьи обращения почти всегда отличаются большей достоверностью и соответственно ценностью. Например, военнослужащие, сообщившие о ставших им известных фактах хищений на военных складах, продажи обмундирования, боеприпасов или любую другую информацию, должны знать, что к ним не отнесутся, как к "шизоидам". Обращения этой категории граждан согласно новой инструкции будут рассматриваться в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ.
Еще один важный момент. В рамках недавней акции ФСБ столкнулась с проблемой, что граждане, особенно пожилого возраста, не забывшие сталинские времена, снова увидели в Лубянке источник утешения и стали присылать жалобы на чиновников ЖКХ, медобслуживание, соцобеспечение и так далее, то есть все то, что к компетенции ФСБ не относится. В результате были случаи, что из-за шквала сообщений иногда жалобы граждан в ФСБ переправлялись для принятия решений тем, на кого люди жаловались. Чтобы такого не происходило впредь, новая инструкция ФСБ запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Вопросы же, которые не входят в компетенцию ФСБ, будут переправлены в соответствующие органы власти в течение 7 дней.
Сообщения, где не указаны фамилии граждан или где содержатся ругательства и грубые слова, могут остаться без ответа, но содержащиеся в них сообщения будут проверены, если речь идет о тех фактах и возможных преступлениях, расследование которых входят в компетенцию ФСБ.