24.04.2007 01:00
    Поделиться

    Кто защитит почтовые ящики от назойливой рекламы

    В большинстве стран цивилизованного мира почтовый ящик - такая же частная собственность владельца, как и жилище. Любое покушение на нее, в том числе и рекламное, жестко преследуется по закону. А у нас почтовые ящики, как правило, находятся на балансе ДЭЗов, то есть не принадлежат никому. С ДЭЗа за то, что твою собственность замусорили, не спросишь. И никакие железные двери с домофонами не спасают: "спамоноши" спокойно звонят в любую квартиру и просят - откройте, газетки принесли! И если, к примеру, автор этой заметки на подобные призывы реагирует однозначно, то в подъезде всегда найдется парочка пенсионеров, которые по привычке и доброте душевной впустят спамера. А как же - почта пришла!

    Кому нужна и выгодна подобная "почта"? Очевидно, что, кроме производителей этой макулатуры, "бумажных королей", никому. И в первую очередь она невыгодна подателям рекламы: даже странно, что они до сих пор не провели соответствующие соцопросы и не отказались от этой затеи. Корреспондент "РГ" провел такой опрос частным образом и выявил ряд устойчивых, резко негативных тенденций:

    - Кипы мусора в ящиках просто раздражают, а как следствие, и замеченные на них бренды и логотипы вызывают вместо желания купить устойчивую неприязнь.

    - Весь спам летит в мусорные ящики, разумеется, нечитаным. И хорошо хоть, что в последнее время эти ящики - по инициативе дворников - появились. Раньше это было еще одной проблемой, так как нежеланный мусор летел, как правило, на пол.

    - В куче макулатуры стабильно теряются и выбрасываются вместе с ней немногочисленные действительно важные документы: письма, счета за квартиру, особенно часто - квитанции за оплату услуг связи. Последнее - вообще отдельное бедствие: горожане пока не привыкли получать отдельные счета за звонки со стационарных телефонов на мобильные, не ждут их и не ищут. Зато потом - ищут (!) чистый бланк счета и плетутся с ним в Сбербанк, чтобы заплатить, скажем, 6 рублей 60 копеек...

    - Наконец, почтовый ящик, из которого, как из клюва неопрятного пеликана, свисает трехдневная порция рекламы, буквально служит любезным приглашением для квартирных воров: милости просим, хозяева давно на даче или в командировке, путь открыт...

    В общем, проблема назрела. Но запретить рассовывать газеты и листовки по почтовым ящикам пока в принципе никто не может. В Федеральном законе "О рекламе", принятом более года назад, для проблемы почтовых ящиков места не нашлось. А согласно Закону "О почтовой связи" обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых ящиков возлагается на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации и осуществляются за счет все тех же собственников. На деле же оказывается, что этот пункт закона практически не исполняется, хотя деньги граждане за это регулярно платят: обслуживание ящиков включено в общий счет за обслуживание подъезда. Однако же в случае любых недоразумений пострадавшие предъявляют претензии отнюдь не к ЖЭКу, а к почте.

    Поэтому "Почта России" и предлагает передать почтовые ящики ей на обслуживание, как это происходит в США и некоторых странах Европы. Более того, гендиректор ФГУП "Почта России" Игорь Сырцов прошлым летом сообщал, что подобный эксперимент уже проводится в некоторых российских регионах (Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Чебоксарах) и жители результатами довольны.

    Правда, решение вопроса - удовольствие не из дешевых. Один антивандальный почтовый ящик стоит порядка 100-150 рублей, и средств у ФГУПа недостаточно. Но можно взять в пример опыт других стран, где часть расходов берет на себя государство, как это делается во Франции.

    Однако участники рынка периодической печати, а также некоторые другие организации, в частности, Федеральный антимонопольный комитет, выступают против такого решения вопроса. Они говорят, что в этом случае почта монополизирует почтовые ящики, и попасть в них сможет только подписная пресса. Но разве это плохо? Как раз наоборот!

    С другой стороны, зам. руководителя ФАС Анатолий Голомолзин обвинения в почтовой монополии считает безосновательными. Но зато, по его словам, есть другая проблема. Невозможно отдать ящики почтовикам в принудительном порядке. Поэтому решать вопрос о том, кто будет их обслуживать, можно лишь с участием самих жильцов.

    Естественно, в передаче ящиков почте не заинтересованы и рекламные агентства. Миллионные тиражи и доходы, по экспертным оценкам, достигают только в Москве миллиарда долларов ежегодно. Чтобы преодолеть такие амбиции, необходимо принимать поправки к Закону "О почтовой связи". Но пока же не существует даже проекта такого документа. А значит, бумажный спам предстоит еще вычерпывать и вычерпывать.

    Поделиться