"Целью незамедлительного переноса памятника является предотвращение дальнейших грубых нарушений общественного порядка, угрожающих жизни и здоровью граждан", - говорится в сообщении правительства. Монумент был разрезан на куски и вывезен в неизвестном направлении. "Информация о том, где сейчас находится памятник, не обнародуется", - прокомментировали происшедшее в пресс-службе правительства.
Днем ранее эстонская полиция разогнала защитников Бронзового солдата, протестовавших против решения властей начать работы по эксгумации и идентификации захороненных рядом с памятником останков советских воинов.
После разгона пикета у Бронзового солдата отдельные группы людей, в общей сложности их набралось около 500 человек, прошлись по центру города: били стекла в близлежащих домах, автомобилях, киосках, переворачивали урны. Пострадали также витрины нескольких магазинов. Были заброшены камнями отделение полиции центральной части Таллина, а также офис Партии реформ, председателем которой является премьер-министр страны Андрус Ансип.
Полиция применила против буянов слезоточивый газ, водомет, а также шумовые и световые гранаты. По данным эстонской полиции, в ходе массовых беспорядков в ночь на пятницу в Таллине один человек погиб и 57 получили ранения, в том числе 13 полицейских. По предварительным данным, погибшего зовут Дмитрий, 1978 года рождения. Он получил ножевое ранение в грудь и скончался в больнице. Полиция умывает руки и подчеркивает, что нет никаких оснований для того, чтобы считать, что его смерть наступила в результате действий представителей правоохранительных органов. В ходе массовых беспорядков в Таллине было арестовано более 300 человек.
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, выступивший вчера с телеобращением к населению страны, назвал преступниками людей, которые "занимались погромами и грабежами", и пообещал, что "все погромщики будут задержаны, их вина будет доказана, а наказание станет быстрым и строгим".
"Конечно, решение о переносе памятника и перезахоронении павших во Второй мировой войне советских солдат раскололо наше общество. До сих пор мы жили в относительном взаимопонимании и дружбе. Но теперь с этим очень трудно. Кроме того, сложившаяся ситуация уже осложняет отношения Эстонии и России", - считает зампредседателя Центристской фракции парламента Айн Сеппик.
Жители Таллина по-разному отнеслись к ночным погромам, но все же большинство из них осудили такое поведение молодых людей. "Я была просто в шоке, никогда не думала, что увижу такое. Это неуважение к городу, в котором ты живешь", - возмущается 43-летняя Сигне, с которой я встретился на одной из усыпанных осколками стекла городских улиц. "Все начиналось с защиты памятника, а закончилось грабежами. Мне стыдно за тех людей, которые бросили тень на благородную идею защиты памятника Воину-освободителю", - подчеркнула другая моя собеседница Ольга.
36-летний Владимир, еще один участник событий, также не одобряет разгром магазинов и киосков, однако считает, что эстонские власти сами довели народ до такой степени кипения. "Вот уже много лет на нас постоянно давят, называют "оккупантами" и предлагают покаяться в вине за страдания эстонского народа. А тут еще и конфликт вокруг Бронзового солдата. Вот у многих нервы и не выдержали", - заметил он.
Александр Рар, эксперт германского совета по внешней политике: Мне кажется, во-первых, нужно проводить очень четкое различие между палачами, которые тоже имелись в советской армии, и солдатами, которые действительно освободили всю Восточную Европу от фашизма. Важно четко понимать, что в истории были и те, и другие.
Во-вторых, возникает вопрос: почему эта ситуация сложилась сейчас, а не 15 лет тому назад? Понятнее было бы, если бы перенос памятника состоялся тогда. А сегодня создается впечатление, что Таллин играет совсем в другие игры.
Кто-то внутри Эстонии, возможно, правящие элиты, хотят получить какую-то странную легитимность, сыграть на чувствах и спровоцировать новые конфликты. Особенно с Россией. Поскольку мы видим, что в Восточной Европе некоторые страны сейчас во многом искусственно начинают поднимать тему страха перед Россией, чтобы сблизиться с Америкой и получить дополнительные привилегии внутри ЕС.
В-третьих, я думаю, что власти прибалтийских республик не хотят, чтобы Евросоюз критиковал их за нарушение прав русскоязычного меньшинства. И поэтому они идут радикальным путем - ищут способ, как спровоцировать представителей русской общины на чрезмерно эмоциональное поведение. Для тех, кто пойдет защищать памятник, создадут имидж хулиганов, вандалов, нарушающих общественный порядок и не понимающих современных реалий.
Россия также реагирует односторонне, в достаточно жестких тонах. Я думаю, надо понимать, что многие латыши и эстонцы расценивают происходившее после 1945 года как оккупацию. Они потеряли часть своих людей, часть своей интеллигенции, представители которой были сосланы в концлагеря. То есть говорить о том, что это было лишь освобождение, - также неверно.
Еще я хотел бы отметить, что сегодня все чаще повторяются попытки прибалтийских государств и Польши уравнять фашизм с коммунизмом. Это очень странная и опасная тенденция в оценке ситуации после окончания "холодной войны". Она может привести к новым конфликтам и окончательно вытолкнуть Россию из Европы в Азию. Дело в том, что в ЕС относятся к конфликту вокруг памятника снисходительно, предпочитая не вмешиваться. В Европе сейчас готовы сделать все, чтобы предотвратить дальнейшее укрепление России и в моральном, и в экономическом, и в политическом плане. Здесь считают, что молодые государства имеют права на ошибки, но России такого права не дают.