В петербургских СМИ появились материалы о том, что "Ленфильм" выставлен на торги, продано уже несколько павильонов и скоро от знаменитого бренда ничего не останется. Лакомый кусок в центре города привлекает многих состоятельных людей. По одним сведениям здесь будет торгово-развлекательный комплекс, по другим - пятизвездочный отель. Слухи будоражат и кинематографистов. Многие полагают, что "Ленфильм" "задавит" только что выстроенная в городе студия "Тема продакшн" - так называемый "петербургский Голливуд". Генеральный директор ОАО "Киностудия "Ленфильм" Андрей Зерцалов пригласил журналистов на пресс-конференцию.
Андрей Зерцалов | К приватизации федерального имущества в 2008 году предложены 590 акционерных обществ, среди них "Ленфильм". Федеральное агентство по культуре и кинематографии обратилось в правительство РФ с двумя предложениями. Вариант первый: воздержаться от приватизации нашей студии, как это сделано по отношению к "Мосфильму", на пять лет. Вариант второй: разработка блокирующего договора, который обяжет будущего собственника сохранить профиль студии. Конечно, предприятие находится в центре города. Но какое у нас производство? Съемочные павильоны и цехи, обслуживающие съемки. Трубы не дымят, экологического загрязнения нет. Мы бьемся за то, чтобы "Ленфильм" остался на своем историческом месте.
Российская газета | Что произойдет с ценнейшим фильмофондом?
Зерцалов | Все фильмофонды принадлежат государству. Если будущий хозяин "Ленфильма" предложит за фильмофонд деньги, то государству решать, продавать картины или нет.
РГ | В прошлом году вы уже начали продавать съемочные павильоны.
Зерцалов | В 2004 году была разработана концепция развития ОАО "Киностудия "Ленфильм", рассчитанная на 5 лет. Цель ее - поэтапное преобразование студии в конкурентоспособное предприятие, обеспечивающее как оказание услуг кино- и телепроизводителям, так и производство своих фильмов. Мы не раз просили Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом дать "добро" на ее реализацию. Нам не отвечают. Тогда мы и пошли на то, чтобы продать часть активов, чтобы студия не рухнула. Продали единственный павильон - там рухнула крыша, в ремонт надо было вложить огромные деньги, и мы сдали его в аренду. И еще был продан корпус, находящийся в аварийном состоянии, - на его ремонт требовалось не менее 3 млн. долларов. Все остальное - непрофильные активы, после продажи которых мы увеличили объемы производства.
РГ | На студии снималось 16 игровых и 15 телевизионных картин, сейчас только одна. Почему?
Зерцалов | Почему мало снимаем? Потому что не можем перенапрягать финансовое положение студии. В 2006 году мы участвовали в производстве 5 художественных и 2 документальных картин. Сегодня в работе только анимационно-игровой фильм Ирины Евтеевой "Маленькие трагедии". Но закончено производство картины Виталия Мельникова "Агитбригада "Бей врага!", премьера состоится на Московском кинофестивале. Марина Разбежкина завершила новую работу "Яр". Кроме того, на студии работают от 20 до 40 съемочных групп, занимающихся различными теле- и кинопроектами. Только что в наших павильонах закончил съемки эпизодов "Запорожской сечи" Владимир Бортко. В монтажном цехе работает над фильмом "Трудно быть богом" Алексей Герман. Завершается работа над проектом Виталия Аксенова о Шекспире. Проводит подготовительный период к съемкам картины об академике Ландау младший Хржановский. А младший Герман снимает фильм "Отряд" о первых космонавтах. В 2008 году будут запущены "Варвары" Александра Рогожкина (комедия об инспекторах ГИБДД), "Я не люблю тебя" Виктора Татарского (современная история любви), "Моя первая любовь" Станислава Митина (по повести Михаила Рощина "Черный ход").
РГ | Что готовите к юбилею студии?
Зерцалов | Первой ласточкой стал выпуск документально-игрового фильма о нашей студии "Свет в павильоне" Александра Позднякова. Будет проведен конкурс сценариев "Новый "Ленфильм", который, надеемся, позволит запустить в производство новые проекты. Состоится церемония вручения кинопремий "Медный всадник". Выпустим альманах "Ленфильм": кадр за кадром", куда войдут публикации из периодики 1930-2000 годов, фото и документы из архива студии. Готовим DVD-сборник "Ленфильм": 10 культовых фильмов", в нем будут собраны самые популярные ленты. Вообще 2008 год будет урожайным на юбилеи: 80-летие Виталия Мельникова, 70-летие Алексея Германа, Виктора Соколова, 100-летие Михаила Шапиро и Александра Зархи.
РГ | Как вы относитесь к конкуренции в связи с появлением в городе новой киностудии "Тема продакшн"?
Зерцалов | Надеюсь, наши постоянные клиенты, продюсерские компании, останутся с нами. Мы будем стараться работать еще лучше, чтобы сохранить репутацию своей марки.
Что думают о сложившейся ситуации петербургские кинорежиссеры, не один год отдавшие "Ленфильму"?
Виталий Мельников:
- Где мы будем снимать, если студию продадут? Понятия не имею. Может, будет переоборудован наш филиал в Сосновой Поляне.
Сергей Снежкин:
- Хотя я и атеист, но скажу так: это место намолено. "Ленфильм" - не просто комплекс зданий. Здесь созданы легендарные фильмы нашей истории. И как только рука поднимается у чиновников разрешить продажу "Ленфильма"? Почему-то никому не приходит в голову вынести за пределы города Эрмитаж, а убрать "Ленфильм" из центра - пришло. Я не хочу, чтобы сюда явились люди, далекие от культуры, и превратили нашу студию в то, что им угодно.
Дмитрий Месхиев:
- Национальное достояние - не стены, а фильмы и люди. Конечно, можно говорить, что по этим коридорам ходили Хейфиц и Козинцев, но ведь еще раньше здесь располагался публичный дом. Поэтому рассуждения о национальном достоянии в виде здания студии надуманные. Где будем снимать кино? Но есть много кинематографистов, которые не базируются на "Ленфильме", но снимают. Замечательные павильоны строит "Тема продакшн". Я их видел: всерьез делают, грамотно, надолго, с учетом колоссального европейского опыта. Другой вариант: мы, продюсеры, найдем инвесторов и сами построим студию. Что касается расположения "Ленфильма" в центре Петербурга, то не может фабрика быть в центре мегаполиса! Здесь колоссальные налоги на землю, на коммунальные услуги. Когда продавались первые здания "Ленфильма", я говорил руководству: давайте обратимся в Госкомимущество, предложим продать студию вместе с филиалом, получим землю за городом и построим там суперсовременную студию.
Юрий Мамин:
- Интерес к студии у властей, по-моему, упал, вот и возникают соблазны. Я надеюсь, функции "Ленфильма" как центра, где затевается кино, сохранятся. "Ленфильм" мне нужен. Создавая новую картину "Не думай про белых обезьян", я брал там технику, оборудование. Рассчитываю на сотрудничество и впредь. А переезд студии за город приведет к удорожанию картин. Трудно будет организовывать съемочный день, собирать артистов. Но если появится альтернатива - это хорошо. Еще одна студия нужна хотя бы для того, чтобы создать конкуренцию.