Сегодня жители планеты отмечают Всемирный день информационного сообщества, учрежденный в 2006 году по решению ООН.
Информатика в корне изменила облик цивилизации. Она произвела настоящий взрыв в мировой экономике, резко повысив количество и качество выпускаемой продукции. Но значение информатики гораздо шире. Она предоставляет человечеству невероятную прежде роскошь: главным богатством становятся знания, открываются невиданные возможности самообразования.
Но как это всегда бывает, прогресс имеет и теневую сторону. Информационный бум идет крайне неравномерно, порождая "цифровое неравенство" и новое расслоение общества. Появляются информационные богачи, средний класс и инфобедняки. Инфобогачи - это крупнейшие корпорации, вкладывающие гигантские средства в развитие информационных телекоммуникационных технологий (ИКТ), а также люди, имеющие к ним неограниченный доступ. Информационный средний класс - это движущая сила постиндустриальной эпохи, но они лишь пользователи. Ведь управляют информационными потоками инфобогачи. И, наконец, инфобедняки. Они не только имеют низкие доходы, а потому не могут пользоваться новыми технологиями. Многие из них даже не стремятся овладеть этими новыми возможностями. Увы, такова большая часть населения Земли.
По данным Мирового банка, рынок ИКТ поделен между различными регионами мира довольно неравномерно. Так, на долю США приходится 34 процента, на Европу - 29, Японию - 12, на остальные страны - 25 процентов. Государства, контролирующие более 80 процентов рынка, объединены в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, этот клуб богачей создал для себя благодатный замкнутый круг, где научные исследования и первоклассные кадры обеспечивают создание новых богатств, служащих основой для дальнейшей поддержки собственной науки и образования.
Как выглядит наша страна в этом "табеле о рангах"? С какими показателями встречаем мы Всемирный день информационного сообщества? В последнее время мининформтехнологий, минэкономразвития, минобрнауки и другие ведомства начали целый ряд новых программ в сфере информационных технологий. По данным руководителей этих министерств, сектор развивается неслыханными для современной российской экономики темпами. Казалось бы, страна должна постепенно перемещаться на передовые позиции в мире. Однако все не так благостно.
По данным британского журнала Economist, который провел исследование по многим странам, Россия по сравнению с прошлым годом опустилась на пять позиций. Она поставлена на 57-е место, поделив эту строчку с Египтом. Заметим, что по результатам исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом, наша страна по уровню развития ИКТ вообще заняла лишь 70-ю строчку, уступив большинству стран Восточной Европы и Прибалтики и оказавшись в одной группе с Филиппинами, Тринидадом и Тобаго, Азербайджаном и Болгарией.
Почему такой провал на фоне победных рапортов? Попробуем разобраться. Чтобы получить объективную картину в сфере ИКТ в разных странах, эксперты оценивают их состояние по шести показателям: уровень развития инфраструктуры, бизнес-среды, социальной и культурной среды, проникновение ИКТ в частный и корпоративный сектора, политика государства в сфере ИКТ, правовое обеспечение электронного развития.
Так вот один из самых весомых показателей - это возможность быстрого и широкого доступа к сетям как можно большего числа пользователей. В России широкополосный доступ активно развивается лишь в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных городов. Однако от них намного отстало большинство регионов России. Здесь услуги широкополосного доступа слабо представлены из-за высоких цен и отсутствия интересного содержания.
Еще одно узкое место - малое число в регионах общественных пунктов доступа по технологии Wi-Fi. А ведь подключение к Сети по этой технологии открывает возможности для малого бизнеса, торговых точек, банковских отделений, образовательных учреждений. Словом, для всех, кто не может пока у себя дома использовать скоростной Интернет.
Низко оценивается экспертами и государственная политика нашей власти в сфере построения информационного общества. Имеются в виду бюджетные расходы, стратегии электронного развития и электронного правительства, а также онлайновые госзакупки. У нас до сих пор не разработана Стратегия построения информационного общества в России. В общем, политика российской власти среди шести критериев развития информационных технологий получила самые низкие оценки экспертов. Из почти 70 стран мы опередили по этому показателю только Иран.
Слабо развиты у нас и государственные услуги, предоставляемые населению и бизнесу в электронной форме. Сколько говорилось о необходимости иметь так называемое "единое окно" для регистрации нового предприятия или получения государственной услуги через Интернет в режиме реального времени. И здесь наши горе-реформаторы нашли уникальное решение: "единое окно" выродилось в "единую дверь". Под крышей одного здания собраны десятки "окошек", в каждом из которых вам предлагается отстоять полноценную очередь. Авторы этого изобретения могут претендовать на патент и игнобелевскую премию.
Сегодня в России существует огромное количество разрозненных информационных систем. Их число множится, государственные затраты на их создание и поддержку постоянно растут. Но нет третьей доверенной стороны, которая осуществляла бы взаимодействие между гражданами и властью, а также между различными органами власти. Молчит и общественность - представители гражданского общества, тот самый "информационный средний класс" не формулирует государству свои потребности.
Не первый день идет речь о создании в стране единого оператора информационных систем, который мог бы аккумулировать и распределять различные данные. По мнению специалистов, без решения этой задачи все другие инициативы по информатизации останутся пустым звуком. В последние годы в России тратятся серьезные средства на ИКТ-инфраструктуру, программные средства и т.д., но обмену информацией мешают административные границы, которые существуют между органами государственной власти различного подчинения.
И еще одно важное замечание. В современном мире, окутанном одной общей сетью, появилось много новых угроз. Например, стали возможны атаки на важные информационные объекты, что ведет к ослаблению экономики и общества в целом. Чтобы повысить доверие к электронной торговле, к электронным банковским системам, к телемедицине, к электронному правительству, необходима сплоченность всех стран в вопросах информационной безопасности.
Если государство, бизнес, простые граждане совместно возьмутся за решение задач построения в России информационного общества, вопрос можно решить в течение ближайших десяти лет. Это исторически короткий промежуток времени. Возможно, что в следующий Всемирный день информационного сообщества мы сможем претендовать на достойное для нашей страны место в информационной Вселенной.