18.05.2007 01:30
    Поделиться

    Летать самолетами в России и СНГ опаснее, чем в Африке

    Это при том, что средний коэффициент составил 0,65 инцидента на миллион вылетов - фактически один инцидент на 1,5 млн. рейсов и чартеров на реактивных самолетах.

    В целом, как показывает статистика, для мировой гражданской авиации именно прошлый год стал самым безопасным за последние десять лет. И тут такой нюанс. Существуют разные методики оценки авиапроисшествий. Как подчеркивают некоторые аналитики, российские авиаперевозчики считают отказами даже такие неполадки, которые их западные коллеги могут и проигнорировать. Кстати, по некоторым данным, наибольшее количество авиакрушений приходится на долю США. Пожалуй, в чем сходятся все, так это в том, что наиболее безопасно летать европейскими авиакомпаниями.

    В России катастрофы случаются не чаще, а иногда и реже, чем, скажем, за океаном. Так, за последние семь лет у нас были три года, когда на регулярных рейсах вообще не было катастроф (не считая терактов). Однако никуда не денешься: прошлый год в самом деле стал для россиян самым тяжелым по последствиям авиационных ЧП - в авиакатастрофах погибли 318 человек. Как известно, разбились самолеты А-310 ("Сибирь") и Ту-154М "Пулково" (но, к слову, в доклад ИАТА последний случай не вошел). Прежде самым черным в истории отечественной авиации считался 2000 год: тогда мы потеряли 218 человек.

    Трагедия 3 мая в районе аэропорта Сочи, когда рухнул в море самолет А320 армянской авиакомпании "Армавиа", стала третьей по числу погибших - 113 человек. Это дало повод ИАТА поставить Россию и страны СНГ по уровню аварийности самолетов западной постройки на первое место, оставив позади Африку (4,31).

    На третьем месте по аварийности в списке ИАТА - авиаперевозчики Латинской Америки и Карибского бассейна (1,8), далее следуют страны Азии (0,67), Северной Америки (0,49) и Европы (0,32).

    Почему падают самолеты?

    ИАТА называет три основные причины:

    • 43% аварий - из-за неправильных действий экипажей в условиях плохой погоды;
    • 38% - из-за сложностей в контактах между пилотами или пилотами и диспетчерами, включая языковой барьер;
    • 33% - из-за недостатков в подготовке пилотов.

    Осторожно: земля!

    Эксперты подсчитали: ЧП с самолетами во время ремонта, техобслуживания и заправки обходятся авиакомпаниям примерно в $4 млрд. ежегодно. Это только учитывая потери "железа". А с учетом компенсаций пострадавшим набегают все $11 млрд. Еще одним важным направлением своей работы ИАТА видит улучшение безопасности полетов грузовой авиации. За примерами далеко ходить не надо.

    12 марта с.г. - самолет Ил-62 авиакомпании "Казанское АПО" выполнял грузовой рейс по маршруту: Норильск - Красноярск. Едва "грузовик" начал разбег, как три контейнера "поползли". Взлет был прекращен. Экипаж и пассажиры не пострадали, однако самолет получил серьезные повреждения. Как выяснилось, швартовочные ремни, предназначенные для фиксации груза, отсутствовали.

    Где болевые точки

    2 марта произошло опасное сближение между Ту-154 авиакомпании "Уральские авиалинии" и Ту-134 авиакомпании "Аэрофлот" в районе ответственности Казанского центра управления воздушным движением. По докладу командира Ту-154, на эшелоне 9600 м сработал индикатор бортовой системы предотвращения столкновений TCAS. Экипаж немедленно отреагировал. Лайнеры разошлись левыми бортами на расстоянии 2-3 км по боковому интервалу и 300 футов (100 метров) по высоте.

    Еще четыре года назад Конвенция о международной гражданской авиации обязала оборудовать все самолеты с турбинными двигателями, у которых максимальная сертификационная взлетная масса свыше 15000 кг или на борту которых разрешен провоз более 30 пассажиров, бортовой системой предупреждения столкновений. Большинство стран мира стандарты внедрили. Однако российские гражданские самолеты оснащены необходимым оборудованием не более чем на 50 процентов.

    Не учимся на ошибках?

    По данным Всемирного фонда безопасности полетов, с многодвигательными воздушными судами, сертифицированными на перевозку 13 и более пассажиров, за четыре месяца этого года в мире случилось 4 авиационных происшествия - погибли 162 человека. Средний показатель за десять лет с января по апрель: 11 чп - погибли 245 человек.

    К сожалению, нынешний год также принес потери России. Так, 3 января в районе посадочной площадки Плеханово г. Тюмени разбился самолет СК-12 "Орион" авиакомпании "Тюменский НПЦ АОН". ЧП произошло сразу после взлета. Один пилот и один служебный пассажир, находившиеся на борту, погибли. По заключению комиссии по расследованию, причиной стали обледенение на поверхности крыла и ошибочное решение командира продолжать полет.

    17 марта трагедией закончился рейс из Сургута в Самару для Ту-134, авиакомпании UTAir. При заходе на посадку в сложных метеоусловиях машина приземлилась за 400 метров до ВПП и правее ее на 150 метров. Лайнер разрушился. Семь человек из 57 находившихся на борту погибли. Расследование продолжается.

    21 марта разбился вертолет Ми8Т авиакомпании "Газпромавиа", выполнявший полет по маршруту Ухта - Вуктыл - ПЭК "Ущелье" - Вуктыл. Расследование продолжается.

    В полет под "мухой"

    Зарегистрированы два случая, когда экипаж пытался лететь под "мухой".

    1 марта произошел инцидент с самолетом Ту-134 авиакомпании "Аэрофлот-Норд". В аэропорту Анапа при прохождении медицинского контроля перед вылетом у штурмана были обнаружены "признаки" употребления алкоголя. Экипаж направили на врачебную экспертизу в городскую больницу.

    Спустя месяц в аэропорту Уфа отличился экипаж другой авиакомпании: пробы на алкоголь у командира показали содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе в 1,5 промилле (норма- 0,3 промилле). Летчика-выпивоху от полета отстранили.

       комментарии

    Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) и Партнерства "Безопасность полетов"

    Сергей Мельниченко, эксперт Исследовательской группы ICAO PRICE, заместитель директора АУЦ "КомпЛэнг":

    - Некорректная интерпретация отдельных результатов анализов состояния безопасности полетов, проводимая в СМИ, вольно или невольно наносит вред как отдельным государствам, так и отдельным авиакомпаниям, что может быть использовано в целях недобросовестной конкуренции. Растиражированный отчет Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) по безопасности полетов за 2006 г. по отдельным регионам мира, в котором СНГ представлено худшим регионом, фактически не имеет ничего общего с реальной картиной состояния безопасности полетов. ИАТА провела анализ только по авиакомпаниям - членам ИАТА и только по реактивным самолетам западного производства. При общем объеме полетов в СНГ на всех типах воздушных судов, количество полетов на самолетах западного производства составляет существенно меньшую часть по сравнению с количеством выполненных полетов на этих самолетах в других регионах мира.

    Любому грамотному специалисту, мало-мальски знакомому с методами анализа безопасности полетов, ясно, что наличие двух катастроф в странах СНГ в 2006 г., отнесенных к малому числу полетов, даст в итоге большой коэффициент, не отражающий ни в коей мере реальное состояние дел с безопасностью полетов. 

       Что такое ИАТА

    Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Traffic Association - IATA) создана в 1919 году в Гааге (Нидерланды) как союз авиакомпаний. Сегодня в реестре ИАТА перечислены 144 авиакомпании, из них 121 является членом ИАТА. В исследованиях по безопасности полетов организация фокусируется только на инцидентах, которые привели к разрушению самолета.

    Поделиться