Конституционный суд существует вне политики. Таков закон, и сами судьи при каждом удобном случае напоминают прессе, что политика их не касается. Однако решения КС имеют настолько серьезные общественные последствия, что только немногие их постановления не вызывают политических оценок. Особенно бурные обсуждения сопровождают те слушания в КС, которые инициируют, например, КПРФ и СПС (обе партии в суд ходили неоднократно).
Но вчерашний конфликт - абсолютное исключение. Представитель правительства в КС и, в частной жизни, председатель высшего совета партии "Гражданская сила" Михаил Барщевский выступил с заявлением, в котором раскритиковал оглашенное в среду постановление КС. Как уже писала "РГ", КС признал не соответствующими Основному закону положения 237, 413 и 418 статей УПК и дал законодателям шесть месяцев для внесения изменений. Нормы эти фактически запрещали пересмотр уголовных дел даже при вновь открывшихся обстоятельствах. Вкратце их называли запретом на "поворот к худшему" для осужденных, и включение этого положения в кодекс считалось победой либерально настроенных юристов, уверенных в том, что судить человека дважды за одно преступление нельзя. Михаил Барщевский назвал это постановление "началом периода контрреформ".
"Говорит не просто гражданин Барщевский, а представитель правительства в КС, - заявил вчера журналистам Валерий Зорькин, - но у меня создается впечатление, что это выступал политический деятель. С этой точки зрения его можно понять, но тогда возникает вопрос - надо что-то одно выбрать. Я сожалею, но я не ожидал такого от профессионального юриста с большим стажем. Очевидно, что ему надо заниматься другими делами, а времени не хватает на все. Не слушая процесс, доказательств, потерпевших, не видя текст, конечно, легко впасть в некое заблуждение". Председатель КС уверен, что оглашенное постановление позволит избежать судебных ошибок, поскольку будут учтены такие новые обстоятельства, "которые и не могли быть выявлены тогда судом и не могли быть известны в тот период".
"Нынешняя 413 статья УПК в том виде, в каком ее касается решение Конституционного суда, запрещает поворот к худшему даже тогда, когда возникли новые обстоятельства, неизвестные суду, или, например, тогда, когда совершено уголовное деяние судьи, прокурора по сговору с обвиняемым", - возмущался Валерий Зорькин. Получается, считает глава КС, что "можно пересмотреть новые обстоятельства - но только в одну сторону, в сторону улучшения позиции обвиняемого или осужденного. А борются и за права обвиняемого, и против преступления. Наше решение защищает не только потерпевших, а все общество, которое страдает в тех случаях, когда вынесен несправедливый приговор в отношении обвиняемого".
"Я решение видел, - парировал Михаил Барщевский, - но я читаю его таким образом, что все приговоры по уголовным судам, которые были вынесены всеми российскими судами с 2002 года, сегодня можно пересмотреть, поскольку речь идет о неисследованности и новых обстоятельствах, а само решение КС является новым обстоятельством, поэтому любой приговор можно пересмотреть". Он также считает, что нельзя перекладывать на осужденного "некачественную работу судейских чиновников, это решение очень удобное для правоохранительных органов и государства, но неудобное для граждан".
И поскольку Барщевский считает для себя возможным совмещать политическую и профессиональную деятельность (а в законе действительно запрета нет), отныне слушания в КС приобретают чрезвычайно оживленный характер. Так, вчера на фоне взаимных комментариев вторая палата рассматривала дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Заявители, а среди них был Верховный суд РФ, Учалинский райсуд Башкортостана, а также Анатолий Докукин и Тамара Шестакова, просили уточнить оспариваемые нормы. Большинство из заявителей оказались жертвами недобросовестных работодателей, которые взимали с работников страховые взносы на бумаге, но не уплачивали их в Пенсионный фонд. Соответственно, выйдя на пенсию, люди с ужасом обнаруживали, что получают меньше, чем рассчитывали (работодатели, естественно, их не предупреждали).
"Вы легко можете изменить своим решением судебную практику и по уголовным делам", - начал было свое выступление Барщевский. Судьи хором запротестовали (похоже, комментарий они видели), а Валерий Зорькин заметил: "Вы начинаете политизировать процесс".
Решение по делу КС вынесет в течение месяца.