Анна Плисецкая: Мой отец сгорел на работе

Жарким вечером в московском клубе "Реставрация" открылась выставка фотографий о балете Юрия Барыкина и Дмитрия Куликова. Фотографии запечатлели время, когда советский балет был впереди планеты всей. Организатор выставки - Анна Плисецкая, продолжательница знаменитого балетного рода Плисецких.

Мы познакомились с ней на дне рождения Беллы Ахмадулиной, ее тети. Анна Плисецкая родилась в 1971 году. В том году, когда Родион Щедрин закончил балет "Анна Каренина".

Существует легенда: когда Родион Щедрин завершал "Анну Каренину", в семье старшего брата Майи Плисецкой Александра родилась дочь. И Майя сказала: "Назовите девочку Анной". Вот что написала Майя Плисецкая в своей книге: "Я пишу обстоятельное письмо-просьбу на имя Фурцевой, излагаю доводы за балет "Анна Каренина". Щедрин за лето оканчивает партитуру. Тогда же и родилась моя племянница, которую в честь окончания сочинения окрестили Анной. Только Александровной, как дочку брата моего Александра, не Аркадьевной".

Плисецких было трое. Майя, Анин отец и Азарий. Одно время ее отец был невыездным. И Майя Михайловна написала на имя директора Большого театра ультимативное письмо. Если ее брат Александр Плисецкий будет исключен из поездки в Англию, то она просила освободить ее от работы в Большом театре...

Анины дошкольные годы прошли в Латинской Америке, где работал ее отец. Он поднял местный балет на новый, более высокий уровень. Аня говорит, что ее отец сгорел на работе. Ему нужна была срочная операция на сердце. Он умер, когда ей было четырнадцать лет.

Еще девочкой Аня снялась в нескольких фильмах. Главный фильм - про Мэри Поппинс.

- Я играла маленькую девочку. Мне было 13 лет. Мальчика играл Филипп Рукавишников - из знаменитой семьи скульпторов. В фильме должна была сниматься Настя Вертинская, но сыграла Наташа Андрейченко. Все было естественно, и только в двух сценах нужно было играть: в сцене признания в любви статуе и когда Мэри Поппинс уехала...

- Как попали на съемочную площадку?

- Мой дядя Азарий Плисецкий ставил для фильма танцы. Первый мой фильм - "Анна Каренина". Я там сыграла мальчика Сережу.

"Как-то режиссер А. Белинский (автор фильма о Екатерине Максимовой) решил снять Аню в кино. Он был единственным режиссером, который придумал жанр фильма-балета. Аня пришла на петербургское телевидение по длинным серым коридорам и села в кресло. К ней подошла гримерша. Но грим занял столько времени, что разъяренный режиссер стал кричать: "Где эта молодая Плисецкая?" Но после просмотра фильма остался доволен: "Танцует, как Плисецкая в молодости".

После Мариинки Аня работала у знаменитого хореографа Мориса Бежара.

- Бежар, - повторяла Анна, - глубоко философский человек. Его надо почувствовать. А это пришло не сразу. Я ведь приехала к нему в Швейцарию после мариинской классической школы. Через какой-то период я освоила пластику: она - изнутри.

- Вы работали и в "Имперском театре". Что он дал?

- Это любимый театр. Я танцевала много партий. В Большом театре не получишь столько ролей, но чтобы достойно жить, я сдавала квартиру, чтобы ездить на гастроли. Я моталась по съемным квартирам. В один из переездов разбилась кукла - подарок Майи Михайловны. Майя Михайловна расстроилась до слез, как ребенок. Эту старинную куклу она оставила у своей мамы, а бабушка подарила мне.

Потом я ушла из государственного балета в антрепризу. Пенсии у меня не будет.

- Во сколько лет балерина выходит на пенсию?

- В 38 можно преподавать. Я открыла свой фонд помощи талантливым детям. Очень многие артисты, которые поняли, что они хотят достойно существовать, бросили свою профессию. А высот достигают единицы. Поэтому я стала дальше учиться. У меня три высших образования. Я окончила режиссерский факультет, затем международный бизнес-университет. Любое образование дает важную информацию. Еще у меня классическое меццо-сопрано. Моя бабушка говорила: ты будешь кусать локти оттого, что бросила музыку. В 8 лет я играла концерт Моцарта, в 14 бросила музыку.

- Почему?

- Начались гастроли - перестала заниматься. Сейчас я, конечно, об этом жалею.

- Что вы любите делать для близких?

- Когда я училась в Вагановском училище, мы ездили в Париж, я умудрилась всем тетям, родственникам купить туалетную воду, маме - две пары обуви. Они были все счастливы, но еще счастливее была я.

- Что вы Майе Михайловне дарите?

- Она - леди. К ней нужно относиться деликатно, дарить не в общей куче. Однажды я ей без разбору подарила конфеты и цветы в общей куче. Она сказала, чтобы я этого не делала, потому что такое не запоминается. К тому же конфеты она не ест, теперь я дарю ей подарки отдельно. Она в свое время мне надарила куколок, чертиков, когда я танцевала. Она много гастролировала, любит дарить вещи, платья.

- Где Майя Михайловна сейчас?

- В Литве. Родион Щедрин выступает там с концертами. У них бурная деятельность, несмотря на годы.

- Как возникла эта выставка о балете?

- Ко мне пришел фотограф Юрий Барыкин. Юрий сказал, что у него есть серия работ "Балет в движении" - размытые снимки он делал фотоаппаратом, который ему подарил Азарий Плисецкий. Я как человек творческий загорелась идеей, но увидела, что нет на фотографиях персоналий, звезд. И я позвонила второму фотографу - Дмитрию Куликову, он снимал балет еще в советское время - мою тетю, бабушку - и предложила ему поучаствовать в выставке.

- Чем занимаетесь еще?

- Я выступаю как режиссер и хореограф программы "Город глазами джаза". По спектаклю, премьера которого была в зале имени Чайковского, снят фильм, который я заканчиваю монтировать. В спектакле принимали участие известный музыкант Даниил Крамер, классические балерины, чемпионки мира по художественной гимнастике. Спектакль получился разностилевой и красочный, звучали стихи Беллы Ахмадулиной.

- Будете показывать спектакль в других городах?

- Повезем в Минск, Питер спектакль "Город глазами джаза", но спектакль придется ужимать. Есть намерение на телеканале "Культура" показать фильм по этому спектаклю.