Закон, который в мае нынешнего года был принят Госдумой и утвержден сенаторами, накануне подписал президент Владимир Путин. Документ предусматривает создание системы Следственного комитета при прокуратуре России. Этим же актом вносятся необходимые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в закон о прокуратуре.
Следственный комитет будет иметь такую же вертикально интегрированную структуру строгой подчиненности, как и сама прокуратура. Его возглавит первый заместитель Генпрокурора России - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Назначать его на должность и освобождать от должности будет Совет Федерации по представлению президента России. Сейчас такая процедура предусмотрена только для Генерального прокурора.
Положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ утверждает также президент.
Верхним эшелоном нового органа станет Главное следственное управление, которое, как полагают, будет формироваться на базе следовательских структур Генпрокуратуры, что вполне естественно, так как именно здесь сосредоточены наиболее опытные кадры следователей по особо важным делам.
Главному следственному управлению будут подчиняться следственные управления субъектов Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления. В их число войдут также военные следственные управления, которые будут сформированы и выделены из структур Военной прокуратуры. Непосредственно на местах, то есть в городах и районах, будут трудиться следственные отделы, а также приравненные к ним специализированные следственные отделы, в том числе военные следственные отделы. Во всех этих вновь созданных следственных органах и будет сосредоточено производство предварительного следствия по уголовным делам, которые ныне подследственны прокуратуре. На следователей, дознавателей, на руководителей новых следственных органов и начальников органов дознания возлагаются функции производства дознания и предварительного следствия.
Процессуальный статус прокурора в досудебном производстве будет изменен. Однако процессуальная независимость следователей не означает, что они окажутся совсем неподконтрольными. Во-первых, руководитель Следственного комитета является первым замом Генпрокурора. Во-вторых, за прокурорами сохраняются функции надзора за соблюдением законности при производстве дознания и предварительного следствия. То есть закон оставляет прокурору право с учетом необходимости осуществлять контроль за дознанием.