Институт ортопедии вынужден отправлять пациентов по домам

Всем этим больным требовались дорогостоящие высокотехнологичные операции. Но средств на их проведение у медучреждения нет - второй месяц оно не получает необходимого финансирования.

Теперь врачи Института ортопедии и травматологии начинают свой день с бесед с пациентами - пытаются им объяснить, почему большинству из них отказывают в помощи.

- Чувствуем себя последними негодяями, - признались корреспонденту "РГ" медики. - Люди с тяжелейшими травмами ехали к нам, а мы вместо того, чтобы оперировать, руками разводим и оправдываемся. А в чем мы виноваты-то?

Жителю Братска Евгению Курзаеву, прилетевшему к иркутским врачам, тоже отказали в приеме.

- Операции, которая мне нужна, делают только в Иркутске, - объясняет он. - Я приехал специально, а мне говорят: операция ваша дорогостоящая, денег у института нет. Можно, но за свой счет. Но я инвалид первой группы, откуда у меня такие деньги?

То же самое говорят и другие пациенты. Можно, конечно, сделать операцию за свой счет, но откуда у людей по 70, по 130 тысяч рублей на титановые протезы?

Хирурги готовы даже работать бесплатно, но их самоотверженность натыкается на бюрократические препоны: еще весной операции институт проводил за свой счет. Но до сих пор остаются неоплаченными лекарства, кровь и протезы. Общий долг составил 5 миллионов рублей.

- Мы держались, сколько могли, надеялись, что финансирование поступит, - говорят врачи. - В апреле прооперировали 55 пациентов, выполнили эндопротезирование. Но за эти операции финансирование не поступило. И мы вынуждены отказывать всем, и даже тех, кого уже положили в институт, приходится выписывать.

Сейчас в списке очередников на проведение высокотехнологичных операций уже более 450 фамилий. И нет сомнений, что эта очередь будет расти: Институт ортопедии и травматологии едва ли не единственное в регионе медучреждение, где проводят высокотехнологичные операции.

Причиной финансового кризиса стало перераспределение федеральных квот на высокотехнологическую медицинскую помощь для больных между Российской академией медицинских наук, в состав которой входит данный институт, и минздравсоцразвития. В министерстве создали агентство для повышения эффективности разработки и реализации современных медицинских технологий и новых методов диагностики и лечения. Процесс реорганизации затянулся, а пострадали в результате люди. Деньги обещают перечислить в конце июля. Врачи говорят, если не начать оперировать больных в ближайшее время, многие из пациентов могут остаться инвалидами. Ведь среди тех, кому необходимы дорогостоящие операции, половина перенесли тяжелейшие травмы.

- У нас все операции плановые, - объясняют медики. - И эта остановка собьет четкий график работы.

Между тем

Игорь Ушаков, руководитель Департамента здравоохранения Иркутской области:

- Документов, на основании которых принято решение о сокращении квот на высокотехнологические операции, я пока не видел. Завтра соберем срочное совещание, будем разбираться в ситуации. Ясно одно: решать вопрос о финансировании Института ортопедии и травматологии нужно безотлагательно. Мы подготовим соответствующее обращение в минздравсоцразвития, подключим к решению проблемы депутатов Госдумы от Иркутской области, поставим вопрос перед губернатором. Кстати, с утра запланирован его визит в медучреждение, глава региона встретится с врачами и пациентами. Я надеюсь, что нам удастся найти выход из создавшейся ситуации.

   комментарий

Владимир Солодкий, заместитель руководителя Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи:

- Иркутский институт, о котором идет речь, находится в подчинении Сибирского отделения РАМН. До 2007 года финансирование академических клиник происходило на основании совместных приказов минздравсоцразвития и РАМН, в этих документах расписывалось, какое количество операций тот или иной институт может выполнить за счет средств федерального бюджета. С нынешнего года эта нормативно-правовая база поменялась и формирование государственного заказа на оказание высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется министерством и созданным осенью прошлого года Федеральным агентством по высокотехнологичной медицинской помощи. Собираются заявки от регионов о количестве больных, нуждающихся в такой помощи, и на их основании происходит квотирование и выделение соответствующих сумм из федерального бюджета. Фактически у нас имеется перечень по каждой клинике - какое количество больных должны прооперировать в каждом квартале за счет федеральных средств. Деньги идут на доплаты медперсоналу, оказывающему сложные виды медицинской помощи, а также на закупку дорого-стоящих расходных материалов, без которых невозможны проведение операций и последующее лечение.

К сожалению, подготовка необходимых нормативных документов затянулась в начале этого года на два с лишним месяца. Согласование нового порядка формирования госзадания продолжалось весь первый квартал, и соответствующее постановление правительства было принято лишь в начале мая. Еще месяц ушел на то, чтобы согласовать объемы финансирования с минфином, сделать бюджетную роспись. Наконец, 6 июня министерство финансов дало "добро" на перевод денег. 8 июня федеральное агентство довело средства, предназначенные для финансирования академических медучреждений, до РАМН. Сибирское отделение, по моим данным, должно было их получить 9-10 июня. На днях я разговаривал с руководителем одного из кемеровских институтов, во всяком случае, до них деньги уже дошли. Надеюсь, что и в Иркутске ситуация разрядится в ближайшие дни.

Михаил Давыдов, академик РАН и РАМН, президент Российской академии медицинских наук:

- Иркутская ситуация в любой момент может возникнуть в любом другом регионе. Дело в том, что в бюджете РАМН значительно сократились расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь. Кроме того, резко изменены объемы по профилю заболеваний, что также привело к уменьшению в 2007 году средств федерального бюджета, выделенных РАМН, на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Скажем, в четвертом квартале прошлого года было выделено 362,6 миллиона рублей, в первом квартале этого года - уже всего 286,8 миллиона рублей. А скажем, финансирование на второй квартал текущего года на указанные цели открыто РАМН только 7 июня 2007 года.

Сокращен и процент заработной платы, в итоге сотрудники научных учреждений РАМН, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, стали меньше зарабатывать. Начался отток кадров из этих учреждений.

В результате в клиниках ведущих медицинских центров и институтов РАМН не используются полностью имеющиеся мощности, а также высококвалифицированный научный и медицинский кадровый потенциал, что отрицательно сказывается на оказании помощи населению России.