Зэки уже не бегают из сизо - они оттуда просто уходят

В Петербурге из больницы им. Боткина сбежал очередной заключенный. Происшествие назвали побегом лишь в качестве уважения к обывательским стереотипам. Бегать сегодня немодно. Зэк просто ушел.

На волю - в носках

В буквальном смысле слова бегают из тюрем в голливудских триллерах. Просто для зрелищности. В жизни заключенному бежать не только не нужно, но и опасно. Бегущий человек привлекает внимание. Потому в Питере молодой человек, находясь в следственном изоляторе, просто пожаловался на здоровье и на "скорой помощи" уехал в больницу. Из кабинета рентгенолога он ушел через запасной выход. В чем был: в футболке, джинсах и... босиком.

Конечно, шальное обретение свободы обычно заканчивается скорым задержанием. Тюремщики называют такие ЧП "рывками". Беглец ничего специально не продумывает: появилась возможность - воспользовался. Типичный конец истории: через несколько часов, реже - через сутки-другие, беглеца задерживают на квартире друга или любовницы. Фантазии спрятаться получше, как правило, не хватает.

В прошлом году из тюрем побегов вообще не было. Несколько портят статистику исправительные колонии. Но и там на предмет выявления побегов работают опера, из числа зэков завербованы тайные агенты, доносящие на соседей по нарам.

Другое дело - следственный изолятор. Пожалуйся на здоровье, и на "скорой помощи" - в больницу. Зэк же у нас очень хворый. Из 888 тысяч подследственных и осужденных около 700 тысяч больны. Теоретически зоны обслуживают спецбольницы. Но мест, где мотают сроки и ожидают приговоров, много, а больничек мало. В России сегодня почти 770 взрослых зон, свыше 60 воспитательных колоний для несовершеннолетних и около 380 следственных изоляторов и тюрем.

На все про все 132 больницы плюс еще 58 спецлечебниц для больных туберкулезом и 9 - для наркоманов. Естественно, арестанты лечились и будут лечиться в обычных больницах.

Досье "РГ"

В местах лишения свободы находятся 76 тысяч больных с психическими расстройствами, 47 тысяч - с активной формой туберкулеза, почти 44 тысячи наркоманов, 38 тысяч алкоголиков, 39 тысяч ВИЧ-инфицированных. Ежегодно за решетку попадают 20 тысяч больных активной формой туберкулеза и 7 тысяч - СПИДом.

Справедливости ради отметим, что проблема интернациональна. В американских клиниках, которые принимают участие в соцпрограммах по защите здоровья арестантов, с 2005 года изменили порядок документации. Раньше в медицинские карты преступников вклеивали яркую наклейку, которая напоминала врачу о личности пациента. Потом подобную практику прекратили: сочли неполиткорректным разделять пациентов на обычных и социально опасных. Эффект превзошел ожидания: из больниц народ побежал. Что делать - никто не знает. Обсуждаются крайние меры, вплоть до возвращения унизительных наклеек.

Полный улет

Самый знаменитый заключенный в мире - граф Монте-Кристо. Он, как известно, обрел свободу сверхоригинальным для своего времени способом - зашил себя в мешок для трупов, в воде освободился и уплыл из островного замка-тюрьмы. С тех пор представление об оригинальности побега существенно изменилось.

Сегодня зэки еще более изобретательны. В Бельгии сообщники угнали вертолет, забросали тюремный двор дымовыми шашками, и на глазах у опешившей от такой наглости охраны один арестант улетел.

такие истории происходят за границей, но сам метод изобретен у нас. Еще во времена сталинских репрессий летчик гражданской авиации сумел вывезти из колонии-поселения жену Зинаиду Поваляеву. Ее сослали на шахту в Воркуту. Летчик специально устроил себе рейс в этот город. Беглянка ушла из барака под видом похода в баню. Этот случай описан у Александра Солженицына в "Архипелаге ГУЛАГ".

Фантазия зэков не знает границ. Один из самых опасных преступников в Южной Африке Ананис Мат выбрался из тюрьмы особо строгого режима при помощи... вазелина. Обмазавшись им с головы до ног, он освободил руки от наручников и пролез сквозь окно камеры размером 20 на 60 сантиметров.

Иногда бегут даже безногие. В американском городе Нэшвилл двое убийц изготовили чучела, набив газетами свои оранжевые тюремные комбинезоны, затем через узкое отверстие проникли на крышу и по простыням спустились вниз. И это при том что у одного зэка-акробата была ампутирована ступня, а у другого - вся нога. Парадокс в том, что того зэка, у которого нет ступни, догнали в двух милях от тюрьмы, а безногого поймать не удалось.

Хрестоматийный способ бегства - подкоп - тоже рано списывать со счетов. В нашей стране самый длинный в истории тоннель выкопал некто Евгений Печенкин. Еще в далеком 1998 году ему за мошенничество в особо крупных размерах дали 9,5 года, в конце 2000 года он сбежал из одной из новосибирских колоний, проделав под землей 113-метровый (!) подземный лаз. Взяли его через 2 года в Волгограде (успел организовать собственное дело). За побег Печенкину накинули еще 2,5 года. Сейчас сидит. Уникальный тоннель по решению руководства колонии залит бетоном.

Маскарад

Но самый эффективный способ обретения свободы - поменяться местами. Примеров не счесть.

Недавно из британской тюрьмы в Ираке сбежали сразу 11 преступников. Способ тот же: арестанты просто поменялись местами с навещавшими их друзьями и близкими. Любопытно, что факт побега долго оставался тайной. Число заключенных осталось прежним, а иракцы для британцев все на одно лицо.

В Новосибирске из изолятора временного содержания сбежал 36-летний Валерий Вобликов - лидер преступной группировки, специализирующейся на разбоях. У авторитета брат работал адвокатом, потому подследственный во время встречи просто взял его документы и покинул сизо через КПП.

Рекорды

Самое большое число побегов совершила наша соотечественница Татьяна Русанова, впоследствии уехавшая в Израиль. С 1943 по 1954 год она 15 раз убегала из сталинских лагерей. 14 раз ее ловили и добавляли срок. 15-й раз ей принес окончательную свободу и Гиннесс-рекорд.

   кстати

Семь раз отмерь

Убежать в принципе можно из любой тюрьмы. Но всегда ли нужно? На постсоветском пространстве самый массовый побег произошел в Грузии: 10 сентября 2003 года из Руставской колонии строгого режима убежали 129 человек. ЧП сопровождал курьез: отец одного из зэков не принял сына, приказав ему вернуться в тюрьму. Родительский наказ был неукоснительно выполнен. В Бельгии Хаким Газуани, отбывающий заключение в тюрьме Гента, во время посещения врача сбежал. Потом решил добровольно вернуться в камеру. Но его... не пустили! Начальник тюрьмы объяснил свое решение тем, что у парня не было при себе документов. У истории хеппи-энд: зэк проявил настойчивость, и на следующий день двери тюрьмы перед ним все-таки гостеприимно распахнулись.

   цифра

2,5 заключенного

находятся в России под присмотром одного охранника. На 888 тысяч человек, содержащихся в наших колониях и изоляторах, приходится 355 тысяч человек персонала.