Сейчас много пишут о детях, их воспитании, их проблемах. Но чаще это - литература для специалистов, а родители не всегда готовы разбираться в сложных терминах, научных объяснениях. Современная художественная литература игнорирует мир детей, исключает их из мира взрослых, словно дети не живут вместе с нами.
Редкое исключение - книга французской писательницы Анны Гавальда "35 кило надежды". О ней пишут, что это "ярчайшая звезда французской словесности", чей успех в ряде стран уже затмил пресловутый "Код да Винчи". Ее называют "литературным феноменом", "нежным Уэльбеком" и "новой Франсуазой Саган". Ее книги, покорившие миллионы читателей по всему миру, отмечены целым созвездием литературных премий, переводятся на десятки языков, по ним ставят спектакли и снимают фильмы.
Почему нужно ее прочитать? Я бы ответила так: ее должен внимательно прочитать каждый родитель, каждый учитель, каждый психолог и любой, кто работает с детьми, учит детей, воспитывает их и вообще любой человек, который хочет понять, отчего вокруг нас есть дети, не нашедшие себя, не верящие в себя, а главное - дети, которые не верят нам, взрослым.
Она о тринадцатилетнем мальчике, о жизни подростка, такой необъяснимо сложной, жестокой, непонятной, о школе, убивающей надежду. Как тяжелый вздох вступление к рассказу героя (от его имени ведется повествование): "Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней... Она испортила мне всю жизнь".
Кто они такие, кого не любят в школе, над кем насмехаются учителя и издеваются сверстники, кого стыдятся родители, кого считают "лодырями", "оболтусами", "не способными" или даже "тупыми"? Я не раз встречала детей, которых тошнит при подходе к школе или классу, но почти всегда взрослые считали это "нарушением пищеварения" или блажью, от которой ребенок просто не хочет избавиться.
Как это знакомо: "Я просыпаюсь за час до будильника... и целый час лежу и чувствую эту боль в животе, как она набухает, набухает... Запах школы - вот что хуже всего. К четырем комок начинает рассасываться, и совсем его не чувствую... Потом скручивает опять - это когда приходят с работы родители и начинают допытываться, как прошел день".
Постоянное недовольство родителей - типичная ситуация, порой характерная не только для "оболтусов". А им-то не спрятаться, не скрыться, не оправдаться, и, пожалуй, самое большое испытание - уроки. "А потом начинается пытка уроками. Если мне помогает мама, то она плачет. Если отец - то плачу я", - рассказывает герой. Его родители не изверги, они по-своему любят своего сына, очень стараются его понять и помочь ему, но не понимают и не могут помочь.
Просто почти все родители готовы любить за что-то (хорошие оценки, хорошее поведение, достижения). Успешного и послушного легко любить, а если все наперекосяк, если неудачник и неумеха, если не хватает терпения и нервов, если каждый день есть повод для недовольства... Как любить и можно ли любить? "35 кило надежды" - это щемящий рассказ о детских несчастьях, о непонимании взрослых, о школьных проблемах и вечных скандалах дома. Бесхитростный рассказ ребенка, который не может понять, отчего так больно.
Утешение и надежду ребенку, потерявшему веру в себя и надежду на понимание взрослых, часто дает дедушка - мудрый, немногословный, добрый, а главное - доказывающий, что надеется, верит и требует, чтобы внук тоже счастлив был. Не измениться, не пересиливать себя, не добиваться чего-то, а - "не выношу нытиков! Будь счастливым, черт побери. Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!" Я не буду пересказывать всю книгу, она читается на вдохе. Ее трудно отложить, не дочитав до последней страницы, и хочется улыбнуться вместе с героем, закрывая книгу.
Другая вещь, которую я советую родителям прочитать за лето, - книга немецкого педагога, психолога д-ра Райнера Пацлафа "Застывший взгляд". Это о телевизионных программах и их негативном воздействии на психику ребенка.
Дети разного возраста проводят у телевизора 1,5-2 часа. Правда, после 6 лет большинство уже садятся за компьютер (об этом - дальше), но малыши с удовольствием смотрят все подряд вместе с мамами, нянями и бабушками. Хорошо ли это? Многие взрослые и не задумываются. Ведь очень удобно - ребенок спокоен, увлечен, не требует особого контроля и внимания. Однако автор убедительно доказывает, что малышам вредно сидеть у телевизора часами (максимальное время - 15-20 минут). В отличие от многих публицистических статей он привлекает исследования ученых: они показывают, что телевизор отрицательно влияет на развитие восприятия, внимания, мышления, речи (т.е. на развитие познавательных функций), на состояние здоровья.
Почему-то принято считать, что телевидение развивает ребенка, а оказывается, что процесс восприятия информации, с одной стороны, пассивен, низка осознанность всего того, что происходит на экране, с другой - спецэффекты приковывают, постоянно подстегивают внимание внешними стимулами, заставляя ребенка оставаться в постоянном напряжении - создавая эффект "допинга". Очень интересно, что человек, а тем более ребенок очень быстро забывает, о чем велась речь, но сохраняются эмоциональные переживания, а значит, "допинг" становится необходимым. Не потому ли многие малыши требуют включить телевизор даже в том возрасте, когда они ничего не понимают, глядя на экран. Автор выделяет еще одну опасность поглощения экраном, которую он называет "мнимой реальностью экрана". Малыши познают мир всеми органами чувств - нужно все попробовать, пощупать, понюхать, полизать, разобрать. Телевизор разрывает мир видимый и мир ощущаемый, тормозя формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. "Бессмысленная информация, - пишет автор, - лишь бомбардирует глаза". Замечали ли вы, что ребенок, много смотрящий телевизор, мало говорит, вернее, плохо говорит? Это тоже вполне объяснимо - для развития речи необходима активная речь малыша, а не пассивное слушание. Телевизор лишает ребенка этой возможности. "Телевизор, - пишет автор,- блокирует и спонтанные творческие игры, и естественное движение, не давая детям стимулировать необходимых для формирования двигательных навыков и органов чувств".
Еще один негативный эффект сидения у телевизора - неподвижность. Только движения способствуют развитию ребенка, и чем больше он неподвижен, тем явственней нарушения в развитии. Не могу не заметить, что все эти влияния приходятся на самые чувствительные этапы развития, когда сила любых влияний, и положительных, и отрицательных, очень велика и они не проходят бесследно.
Подготовила Елена Новоселова