Верховный суд РФ, рассмотрев иск Российского авторского общества к одному из ресторанов, отказавшемуся заплатить гонорар авторам прозвучавших песен, разослал по всем судам постановление своего Пленума от 26 апреля 2007 года N14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также незаконном использовании товарного знака".
В документе указывается: публичное исполнение, воспроизведение музыкальных произведений и даже трансляция радиопередач в качестве фона в коммерческих предприятиях (точках общепита, магазинах) запрещены, пока владельцы не заключат договоры с авторами, либо не подпишут лицензионное соглашение. При рассмотрении подобных дел судьи обязаны до вступления в силу с 1 января 2008 года четвертой части Гражданского кодекса, посвященной защите интеллектуальной собственности, строго выполнять действующий Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Бесплатно только зяблики поют
Российское авторское общество в качестве негосударственной и некоммерческой организации образовалось в 1993 году, вслед за вступлением в силу Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Южному филиалу РАО, охватывающему своей деятельностью пять областей Центрального Черноземья, на днях исполняется два года. За это время членами общества в регионе стали 415 человек, в основном творческих профессий - писатели, художники, музыканты.
- Система сбора авторских вознаграждений с предприятий-пользователей складывается в нашей стране с немалым трудом, - говорит директор филиала РАО Людмила Топал. - Многие искренне не понимают, что литературные и художественные произведения в правовом отношении такая же собственность, как и всякая другая, и за их использование в коммерческих целях, прежде всего за публичное исполнение, необходимо платить. Предприятиям или занимающимся предпринимательством физическим лицам приходится направлять письма с разъяснениями действующего законодательства, проводить переговоры, давать устные и письменные консультации. В результате многих усилий на свет рождаются лицензионные соглашения, регулирующие имущественные отношения пользователей с обладателями прав на те или иные произведения.
За время своей деятельности Южным филиалом РАО заключено 533 таких лицензионных соглашения. В принципе, их могло бы быть раз в десять больше. Однако многие пользователи не торопятся привести эту сферу своей деятельности в соответствие с законом. К примеру, на сегодня заключено 184 соглашения с заведениями общественного питания. Но сколько их всего на территории пяти областей? В одном Воронеже из более чем четырехсот точек доносится музыка, подпадающая под статьи закона об авторском праве. Сумма платежей по соглашению не превышает обычно одной - полутора тысяч рублей в месяц. И тем не менее владельцы кафе, ресторанов, баров остаются самыми неисполнительными плательщиками. Когда уговоры не помогают, приходится обращаться в УВД. С прошлого года милиция стала регулярно проводить проверки заведений общепита на предмет незаконного, бездоговорного исполнения музыкальных произведений и утаивания гонорара. Последняя инстанция защиты авторских прав - судебная. В этом году судами в Воронеже удовлетворены требования РАО о взыскании компенсаций с двух кафе в размере 25 и 50 тысяч рублей. Недавно на эту тему определенно высказался Верховный суд РФ. "Незаконное использование произведений или объектов смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. Обладатели исключительных прав могут требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей - по усмотрению суда, исходя из характера нарушения", - говорится в комментарии высшей судебной инстанции.
Смотреть можно, запоминать - нет?
Вошедший в Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" заменит собой все прежние, касающиеся авторских прав регламенты. Его введение с 1 января 2008 года считается одним из условий вступления нашей страны в ВТО. Правовой охране теперь подлежат произведения науки, литературы и искусства, секреты производства, изобретения, промышленные образцы и полезные модели, фирменные наименования, программы для ЭВМ, товарные знаки и многое другое. Впервые в российском законодательстве вводится норма, по которой за неоднократное или грубое нарушение прав интеллектуальной собственности суд может принять решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Регламентируется порядок использования результатов интеллектуальной деятельности - путем договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора. Потенциально конфликтной представляется статья законопроекта, по которой пользоваться электронными изданиями можно будет только в читальных залах библиотек. Тем самым жителям малых городов и сел затрудняется доступ к образовательным программам, да и вообще станет невозможно скачивать из Интернета какую-либо информацию.
По мнению экспертов, законопроект может создать серьезные проблемы средствам массовой информации. Статья 1266 о защите неприкосновенности произведений не допускает их "искажений и извращений", а также несанкционированное "снабжение комментариями" и иллюстрациями. Таким образом, по идее, предметом судебного иска может стать даже журналистский заголовок в виде строки из популярной песни или эпиграф к статье. Правда, статья 1274 допускает цитирование, но при условии "когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем". Возможно, какие-то нормы закона в дальнейшем "отшлифует" законоприменительная практика, но пока они такие, какие есть. Хорошей новостью можно назвать статью 1276, допускающую свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения "без согласия автора или иного правообладателя". Скажем, будет разрешено фотографирование в музеях.
Гонорар в порядке популярности
Можно предположить, что сразу с введением нового раздела Гражданского кодекса в действие контрафактная продукция не исчезнет. Тем не менее в России у собственника появляется возможность потребовать восстановления своего права на любое авторство или причастность к интеллектуальной разработке и привлекать к ответственности нарушителей. Все будет зависеть от того, насколько грамотно люди творческих профессий смогут воспользоваться своими законными правами.
Самим же авторам важнее знать, кому достанутся собранные суммы, как распределяется гонорар. Возможный вариант - владельцы кафе и ресторанов ежеквартально предоставляют список своей фонотеки. Или сообщают в отчете, программы какой радиостанции звучали в стенах заведения, указывают временной промежуток. По этим данным в результате определенных усилий можно установить, какие именно песни проходили в это время в эфире. Если музыку и авторов определить не удастся, собранные средства распределяют между членами РАО в соответствии со "шкалой популярности".
Более четко отлажена работа с театрами. Чтобы осуществить ту или иную постановку, им надлежит иметь разрешение авторов пьесы и музыкального оформления, или же их наследников, правообладателей. При этом филиал РАО уполномочен действовать и от имени авторов, не являющихся членами общества. Но прежде их нужно найти через Интернет или каким-либо иным способом для подписания договора и последующей выплаты причитающегося гонорара.
- Со сбора от каждого спектакля отчисляем пять процентов создателю пьесы, столько же авторам использованной музыки, - рассказал директор Государственного воронежского Академического театра драмы имени А. Кольцова Игорь Чижмаков. - В месяц получается десять-пятнадцать тысяч рублей. Бывают случаи, когда автор отказывается от гонорара.
А вот отношения с кинотеатрами еще далеки от взаимопонимания. Приобретя для показа ленту, владельцы кинозалов считают все имущественные вопросы решенными. Между тем по ныне действующему закону они еще обязаны отдельно выплатить вознаграждение авторам использованных в фильме музыкальных произведений, равное трем процентам от суммы сборов.