ТВ сделало наивное лицо
Уж где-где, а на телевидении точно знают, что в массовых зрелищах без звезды, как без воды, и ни туды и ни сюды. Не случайно на Первом функционирует высокопроизводительная звездоводческая ферма "Фабрика звезд". Так что, чего уж лукавить...
В студии тем не менее собрался представительный экспертный совет из продюсеров, режиссеров, критиков, дилеров, идеологов гламура и одного депутата Госдумы Наталии Нарочницкой.
Конкретный вопрос по поводу кинопроизводства и киновосприятия тут же растекся и растворился в более общей проблеме. Почти все заговорили о звезде как о некоем общественно-социальном феномене.
Посыпались ответы:
- Звезда - это идеал и образец для подражания.
- Нет, это секс-символ и предмет вожделения.
- Нет, это товарный знак, своего рода бренд.
- Нет, это герой, олицетворяющий национальную идею.
Далее пошли по персоналиям. Машков - звезда? А Евгений Миронов? А Олег Меньшиков? А...
Мнения разделились. Продюсеры и дилеры настаивали на том, что статус звезды может быть присвоен только тому артисту, участие которого в проекте само по себе делает кассу. Для критиков приоритетным было эстетическое начало. Для них звезда - не тот, кто часто снимается, а тот, кто снимается качественно.
Звездный билет в один конец
Словно нарочно на следующий день Первый канал проиллюстрировал документальный фильм "Три полета Ники Турбиной".
...Жила-была девочка на Юге СССР. У нее обнаружился дар писать стихи. Если отвлечься от возраста автора, то не трудно заметить, что дар девочки Ники был невеликим. Он мог развиться, мог преобразоваться в какие-то другие способности. Но ему не дали времени вызреть. Поэт Евгений Евтушенко, возглавивший пиар-кампанию юного дарования, считает, что он дал шанс своей подопечной, которым она не воспользовалась.
Но то был шанс всего лишь прославиться. Девочка им как раз и воспользовалась на все сто. То был звездный билет в один конец. Ее никто об этом не предупредил. Никто от полета к звездам ее не удержал. Сама Ника об этом догадалась слишком поздно, и ее смертельное приземление стало неизбежным.
Оглядываясь на судьбу Ники Турбиной (а заодно и судьбу юных джазистов Овечкиных), с тревогой думаешь, как-то сложится жизнь юного аккордеониста, триумфатора "Минуты славы", или тех девочек-близняшек, что победили на конкурсе детского "Евровидения".
Но и взрослым профессионалам с умом и талантом не просто вернуться с небес на землю. Можно только представить, с какими трудностями уже столкнулась талантливая Анастасия Заворотнюк после ажиотажного успеха "Моей прекрасной няни".
На последнем примере видно, что проблема не только и не столько в бремени славы, в шуме признания, в клекоте восторгов, сколько в том образе, в коем артист заслужил все это.
Артист становится его узником и заложником, потому что этот образ особенный - он мифологический.
Александр Демьяненко так и не смог оторваться от своего Шурика. Ника Турбина, возможно, и хотела бы навсегда остаться девочкой, по-взрослому смотрящей на мир. Но это было против природы. Анастасия Заворотнюк, может, и попытается содрать с себя маску Вики Прутковской, да вряд ли это у нее получится.
Чем кормятся угасающие и опадающие звезды? Бракоразводными процессами, сенсационными мезальянсами и интенсивным мельканием на тусовках и церемониях.
Поставленные на конвейер
Шоу-бизнес нашел способы извлечения прибыли из процесса штамповки звездочек - рейтинговые "Фабрики звезд". Затем деньги качаются посредством так называемого гастрольного "чеса" уже раскрученных в эфире и сделанных из ничего гламурных мальчиков и девочек по городам и весям страны. Самые способные из них и приспособившиеся к отечественному шоу-бизнесу обретают дополнительную популярность, и их начинают приглашать в какие-нибудь программы; они становятся частыми гостями развлекательных и семейно-бытовых шоу. Они еще могут поработать телеведущими. Когда же свет их успеха меркнет, снимаются ленты и делаются передачи о том, как проходит "глория мунди".
Наиболее практичные и сметливые продюсеры внимательно отслеживают сюжет борьбы за наследство и площади проживания покойных артистов. Продукция такого содержания пользуется большим спросом на рынке.
Стало быть, звездная индустрия - это не только высокодоходное производство, но и производство безотходное.
После того как это доходит до тебя, странно слышать жаркие дебаты на тему: кому и зачем нужны звезды в кино?
Кстати
Уважаемые участники "Закрытого просмотра" упустили из виду, что по сути речь может идти о двух видах кинематографической деятельности, развивающихся параллельно от начала до наших дней - мифотворческой и собственно художнической. Первая - это блокбастеры. Это кино про сверхчеловеков. И тут без кинозвезд не обойтись, поскольку они- язык общения, единения и взаимопонимания масс. А вторая - это кино про человеков. Здесь надобны просто хорошие артисты, которые, если успели обзавестись звездным ореолом, то это им только помеха.