Директор ФСБ заявил, что подрыв железнодорожного пути в Новгородской области и осложнение оперативной обстановки на Северном Кавказе свидетельствуют: угроза экстремизма и терроризма в России окончательно не устранена.
По его словам, НАК своевременно принял решение рассмотреть вопрос о мерах по обеспечению антитеррористической безопасности подготовки и проведения федеральных парламентских и президентских выборов.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в Северо-Западной транспортной прокуратуре, по предварительным данным, поезд сошел с рельсов в результате взрыва так называемого самодельного взрывного устройства. Совершенно официально это можно сказать после всех экспертиз. Причем заложена взрывчатка была метрах в 30 от моста недалеко от города Малые Вишеры.
Собеседник редакции считает, что избежать более серьезного ЧП удалось благодаря тому, что поезд летел на скорости под 200 километров в час и машинист в критической ситуации повел себя совершенно правильно - когда раздался взрыв, не применил экстренное торможение.
Исходя из имеющейся информации можно рассматривать несколько версий происшедшего.
Первая - террористическая акция в чистом виде. Известно, что на Северном Кавказе продолжают действовать школы подрывников. Раньше они располагались исключительно в Чечне. Теперь ушли. Но недалеко. В Ингушетии и Дагестане, в Панкисском ущелье Грузии готовят спецов для диверсий. В конце лета они заканчивают "курс молодого бойца" и отправляются по всей территории страны сдавать "экзамены".
Вторая версия может называться "политико-криминальной". В Новгородской области произошла смена власти. Ушел губернатор, который правил много лет, что означает конец сытой жизни для многих чиновников и приближенных к ним бизнесменов. Называлась цифра - больше сотни уголовных дел по местным чиновникам разных рангов и их знакомым бизнесменам. А где капитал, там недалеко и криминал. В криминальных же кругах подобные взрывы без жертв обычно принято называть предупреждением. Логика такая: была прежняя власть - ничего не взрывалось.
Кроме дел по чиновникам в области идет масштабное расследование и других уголовных дел. Все они о "совершении участниками преступного сообщества тяжких и особо тяжких преступлений на территории Великого Новгорода и Новгородской области". Эти дела находятся в производстве следственной части при Главном управлении МВД России по Северо-Западному федеральному округу. И занимается ими оперативно-розыскное бюро ГУ МВД России по СЗФО и УФСБ Новгородской области. Именно его сотрудники установили факты незаконного переоформления прав собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории Великого Новгорода. К этим обвинениям добавили вымогательства имущества в особо крупном размере "с угрозой применения насилия и действий, опасных для жизни и здоровья". Короче, масштабный передел собственности.
Еще одна версия тоже имеет право на существование - работа так называемых "черных копателей". Территория, по которой идет эта железная дорога, во время Второй мировой была полем самой ожесточенной битвы. Здесь каждый метр буквально нашпигован оставшимся оружием. Для "черных" - буквально золотое дно. У копателей есть свои специализации - посмертные жетоны, ордена, оружие. Многие из них просто выплавляют взрывчатку из неразорвавшихся снарядов. Потом ее продают потребителям. Но копателей последнее время достаточно сильно прижали.
Как рассказали в пресс-службе УВД области, при попытке сбыта револьвера системы "наган" задержаны двое жителей деревни Трегубово Чудовского района. Обыски дома одного из них и дачи другого нашли целый арсенал оружия времен Великой Отечественной войны - более восьми килограммов тротила, около килограмма пороха, патроны, пистолет и винтовки.
"Невский экспресс" - элитный поезд, где самые дешевые билеты превышают две с половиной тысячи рублей, перевозит состоятельную публику. У "черных копателей", большинство из которых здешние жители, вполне могли появиться мотивы "социальной" ненависти. Им перекрывают подпольные заработки, а мимо летят те, у кого жизнь удалась.
Между тем
За два дня до подрыва железной дороги в Эстонии завершилась игра в фашистских диверсантов "Поход "Эрны". Возможно, кто-то из великовозрастных игроков настолько вошел в образ, что и в самом деле отправился в поход по чужим тылам.
С 6 по 11 августа 28 команд своеобразных любителей военной истории шли тропой фашистской диверсионной группы "Эрна", подготовленной Абвером и заброшенной в тыл Красной армии в июле 1941 года. Игроки должны были имитировать наиболее выдающиеся "подвиги" диверсантов. Интересно, что отметилась "Эрна" в том числе и подрывом железной дороги, ведущей на Ленинград.
Как знать, может адреналин настолько взыграл в молодых организмах костюмированных диверсантов, что кто-то решил не ограничиться имитацией минирования железной дороги на Северную столицу России, а рвануть ее на самом деле.
Сергей Птичкин
Президент Ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа", депутат Мосгордумы Сергей Гончаров уверен, что теракт на рельсах носил предупредительно-устрашающий характер.
Считаю, - сказал он, - что это был демонстративный подрыв поезда. Ведь трасса связывает два главных города России. Для террористов гораздо легче "работать" именно по поездам. Ведь на железной дороге не такой жесткий контроль, который сегодня действует во всех аэропортах.
Исходя из предварительной информации, которой я располагаю, схема сборки взрывного устройства и проведение теракта очень напоминают подрыв поезда Грозный-Москва в Московской области 12 июня 2005 года. Те же электрические провода под названием "лапша". Способ подрыва. Уже обнаружено место "лежки" подрывника в овраге, неподалеку от места катастрофы. При этом спецслужбы отмечали низкий профессионализм подрывников: создавалось впечатление, что один из преступников читал в Интернете "Поваренную книгу террориста", а другой по этим чертежам собирал бомбу.
Владимир Богданов