Он успел написать пять пьес.
Его вдова - Ольга Вампилова - эти дни проведет в Иркутске, на родине Вампилова, где к юбилею драматурга подготовились основательно. 16 августа новой документальной картиной там открылся кинофестиваль "Земля Вампилова", объединивший все фильмы по вампиловским пьесам. 17 августа после поездки на кладбище в Радищево, где похоронен драматург, недалеко от места его гибели на воду спустят поминальный венок. 18-го начинается научно-практическая конференция "Вампиловские чтения-2007". И конечно же, обязательный пункт программы - поездка в Дом-музей Вампилова в поселке Кутулик, где он родился. "Это далеко...- рассказывает Ольга Михайловна Вампилова. - Там живет хороший народ - вдали от мест цивилизации. Совершенно бескорыстный, невероятной доброты. Сегодня здесь это редко встретишь, а там еще сохранилось..."
В Москву, в Москву...
Российская газета | "Цену себе знаешь только сам" - это из записных книжек Вампилова. Вы знали ему цену?
Ольга Вампилова | Знала, или мне казалось, что я знала. Я молодая была, мне было 27 лет, когда он умер.
РГ | Познакомились в Иркутске, когда вы учились на первом курсе университета... и он был женат, а вы были совсем юной... Это была очень романтическая история знакомства?
Вампилова | Нормальная была история. Молодая.
РГ| Вы всегда были его первым читателем?
Вампилова | Я все печатала. Он писал от руки, а для издательств я перепечатывала.
РГ | В какое время суток он писал?
Вампилова | Ночью, когда все спали. А к утру он засыпал, ему никто не мешал. Дочь маленькая тогда была, знала, что если папа работает, в его комнату входить нельзя. Иначе ее наказывали.
РГ | Как дальше сложилась ваша жизнь?
Вампилова | Дочь воспитывала. Куда-то все время переезжала. Мне нужна была Москва, поскольку Вампилов всегда мечтал жить в Москве, и я хотела, чтобы наша дочь жила и училась в Москве. И в результате сама, своими силами все это сделала.
РГ | То, что вы вдова классика, как-то облегчало вам жизнь?
Вампилова | Это никогда никому не помогало, и потом у меня был принцип: никогда никого ни о чем не просить. Правда, не следовало и продолжения - никто не пришел, все равно ничего не дал.
РГ | Но Москва стала вашим родным городом?
Вампилова | Я так много лет здесь живу, что, кажется, я здесь была всегда. Вампилов очень любил Москву. Ленинград его никак не прельщал, когда еще Георгий Александрович Товстоногов ему предлагал: ну что тебе Москва, давай в Ленинград переезжай, он не соглашался. Ленинград - это все-таки холодный город, а Вампилову нужна была Москва ярмарочная.
РГ | Это было как у Чехова: в Москву, в Москву?..
Вампилова | Не знаю, я постепенно продвигалась, продвигалась, вот продвинулась...
РГ | У вас возникала мысль, что Вампилова вам кто-нибудь сможет заменить?
Вампилова | Я прекрасно понимала, что другого такого быть не может. Но и не стремилась, чтобы кто-то был ему равновеликий или похожий на него. Заменителей по жизни не бывает. Я их и не искала. Могла быть другая жизнь. Она была, но это другая история.
РГ | Вы выходили еще замуж?
Вампилова | Нет. Но я никогда этого и не хотела.
РГ | Какой судьбы вы желали ли бы внучке?
Вампилова | Я хочу, чтобы ее окружали добрые и достойные люди.
Весь Вампилов
РГ | Осталось ли у Вампилова что-либо неопубликованное?
Вампилова | Нет. В Иркутске вышло академическое издание его драматургического наследия - все пьесы со всеми вариантами. Двухтомник.
РГ | Когда он писал "Утиную охоту", ему было 30 лет. Оставил бы он сейчас Зилова жить или все-таки заставил бы пустить себе пулю в лоб?
Вампилова | Не могу представить. Я думаю, на сегодняшний день такие герои могли ему быть не так интересны. Он чем-то другим сейчас был бы увлечен. Но что говорить о том, что было бы? Я не люблю сослагательного наклонения. Как это было бы - никто не знает. У нас есть только один, к сожалению, неопровержимый факт, что его нет. А все, что от него осталось, - это его пьесы, его дочь, его внучка - все, чем я живу.
Чехов или не Чехов?
РГ | Находите ли вы ответы в его произведениях на свои вопросы - не глобальные, а самые что ни на есть житейские?
Вампилова | Вы знаете, я не литературная дамочка, поэтому я не ищу ответов в классике, а Вампилова смело можно причислять к классике.
РГ | Но можно искать ответы у своего мужа, а не у классика.
Вампилова | Я ищу ответы только в самой себе. Если я где-то что-то не понимаю, значит, в этом виновата я, а не кто-то другой.
РГ | В 10-м классе он написал: "Читать я готов, не жрамши, сутки!" Кто был его любимым писателем?
Вампилова | Говорить о том, что это был Чехов или Достоевский... В разные периоды жизни у всех нормальных людей случается возвращение к какому-то одному автору. А время было благодатное - только начали все печатать: Бабеля, Булгакова... Блока он очень любил, Тютчева.
РГ | Как вы относитесь к тому, что его называют "Чеховым наших дней"?
Вампилова | С одной стороны, приятно, но, я думаю, он был бы этим обижен. Подумал бы: а почему Чехов, почему не Вампилов? Это не лестное для него сравнение. Он был самодостаточным в своем творчестве. Был сам в себе уверен и не нуждался в сравнении с кем бы то ни было - ни с Шекспиром, ни с Чеховым, ни с Булгаковым, пьесы которого обожал. Он самостоятельная единица. И театр Вампилова существует. Сейчас театры возвращаются к его пьесам, и не только в Москве, но и в провинции.
РГ | Я нашла статистику, что за последние десять лет пьесы Вампилова шли больше чем в 170 театрах страны. Раскрыт ли он? Или удалось ли кому-то хотя бы приблизиться к нему?
Вампилова | Он еще требует своего режиссерского прочтения. Было приближение - у Каца в "Утиной охоте" в Рижском русском театре, великолепный был спектакль. Но это было давно... Сейчас, может, и есть, но я ленивый человек, не слежу. "Утиную охоту" во МХАТе, правда, посмотрела, замечательный спектакль. На "Провинциальных анекдотах" у Табакова я давно так не смеялась в театре. Был неплохой "Старший сын" в Театре на Покровке у Сергея Арцибашева. А недавно я видела "Старшего сына" на иврите - в Израиле, в театре "Гешер". Очень понравилось - Елена Крейндлина (она училась в Москве в ГИТИСе, теперь работает в Тель-Авиве) поставила потрясающий спектакль. После него многие израильтяне захотели выучить русский язык. Сарафанова там играет марокканец - очень у них популярный актер кино Моше Ивги. Специально для этой роли он научился играть на кларнете...
Сны с писателями
РГ | Отец Вампилова накануне рождения сына во снах видел одних писателей, как он разговаривал со Львом Толстым, с Максимом Горьким...
Вампилова | ...но еще самое страшное, что его отцу (он был учителем и отменным охотником) снилось, что он с кем-то из классиков дробь ружейную перебирает в мешочке. Такое полное пророчество.
РГ | О своих снах Вампилов вам рассказывал?
Вампилова | Он писал о них в пьесах. Если вы возьмете "Прошлым летом в Чулимске", одно из объяснений Шаманова с Зинаидой, монолог "Я посмотрел на свои руки..." - это в принципе его сон. Где смешались его герои, он сам, впечатления от этой жизни.
РГ | А сюжеты узнаваемые вы находите?
Вампилова | Сюжетов таких все-таки, уж в лоб, нет. Может быть, где-то подмечены характеры людей, друзей...
РГ | Они себя узнавали?
Вампилова | Кто-то узнавал, и даже обижался. Но что поделаешь - колоритом пьесу не испортишь.
РГ | Замысел романа, который Вампилов не успел написать, обсуждался?
Вампилова | Он был не тот человек, который даже с женой или с близкими бы что-то обсуждал. Он говорил, что хотел написать роман о своих родителях, о том месте, где они встретились, где они жили, как это все было. Какие люди окружали - их мир казался ему очень интересным. Вообще Иркутский край того времени представлял собой огромную массу интеллигентного народу. Слой интеллигенции еще от декабристов шел, потом поляки, сосланные в советское время... Вот об этом обо всем. Ему был интересен, естественно, и народ - носитель настоящего здорового русского языка. В Сибири ведь чистая русская речь раньше была. Сейчас не знаю.