23.08.2007 01:00
Поделиться

В Лондоне завершился русский балетный сезон

50-летие своих первых лондонских гастролей Большой театр отмечал в прошлом году на сцене королевской оперы "Ковент-Гарден". Те гастроли прошли с триумфом, который старожилы вспоминают до сих пор.

На сей раз спектакли прошли в театре "Колизеум", где работают Английская национальная опера и Английский национальный балет. Это великолепное старинное здание у Трафальгарской площади, неподалеку от легендарного "Театра Ее Величества", для которого 20 лет подряд писал оперы Гендель. Балет Большого устроил практически полноценный фестиваль. За три недели он по нескольку раз показал самые многолюдные и многоактные спектакли своего репертуара: "Корсар", "Баядерку", "Дон Кихот", "Спартак", а также комический "Светлый ручей" и "Вечер одноактных балетов".

Гастроли были организованы супругами Виктором и Лилиан Хоххаузер. Сегодня это едва ли не самые знаменитые и влиятельные импресарио в области академической музыки и музыкального театра. С российскими артистами они постоянно работают более полувека, открыв мировую карьеру многим из наших великих музыкантов. Именно они полвека назад "раскрутили" Большой в Лондоне.

Российская газета : Нынешние гастроли неожиданно совпали с дипломатическим конфликтом между Россией и Великобританией. У вас возникли в связи с этим какие-либо трудности?

Виктор и Лилиан Хоххаузер : Мы не новички в таких ситуациях. За полвека у нас много раз возникали случаи, когда для того, чтобы привезти артистов на гастроли, приходилось примирять конфликтующие стороны. Но у Большого театра всегда была удивительная способность преодолевать любые политические сложности. Когда люди приходят на спектакли Большого, возникает ощущение, что они забывают обо всех проблемах и выходят из театра обновленными, смотрят на все по-другому.

На открытие гастролей в театр приехали принц Майкл Кентский, баронесса Маргарет Тэтчер, члены британского правительства, российский вице-премьер Александр Жуков. Все они непринужденно общались и в театре, и потом - на приеме у посла России. Казалось, что благодаря Большому театру люди лучше понимают друг друга, и мы счастливы, что были частью этого.

РГ : Неужели за 50 с лишним лет работы у вас никогда не было сбоев в работе?

Хоххаузер : Было много трудностей, но отменить гастроли пришлось лишь однажды: выступление ансамбля песни и пляски имени Александрова после ввода советских войск в Чехословакию. Еще на этот день у нас был давно запланирован концерт Ростроповича в Альберт-холле. Он должен был играть как раз произведения Дворжака. Мы боялись провокаций, но концерт прошел мирно.

РГ : С кем из ваших великих подопечных вы дружили?

Хоххаузер : Практически со всеми, без этого невозможно полноценно работать. С Шостаковичем, Кондрашиным, Гилельсом, Рождественским - мы можем перечислить всю историю русского исполнительства ХХ века. Не было недели, чтобы мы ни поговорили по телефону с Ойстрахом. А Ростропович в 1974 году после отъезда из России целый год просто жил у нас. Самым сложным в личном и деловом общении был Рихтер: он боялся летать на самолетах, и Лилиан приходилось тратить много времени, чтобы доставить его на концерты, она сама за ним ездила. Увы, сейчас таких великих фигур нет, хотя хороших музыкантов, безусловно, много.

РГ : Это обусловлено процессами внутри искусства или тем, что менеджмент недостаточно эффективен, чтобы дать дорогу новым талантам, предоставить им возможность стать великими?

Хоххаузер : Очень интересная тема. Менеджмент может повлиять на многое. Но, видите ли, задача импресарио - показывать лучшее. Открывать новое - это всегда риск, и мы гордимся тем, что часто на это идем. Это касается и наших взаимоотношений с Большим, когда мы представляем его новый репертуар: оперу "Огненный ангел" в прошлом году, одноактные балеты - в нынешнем. Это касается и нашей деятельности в области музыки. Мы ведь возили не только русских артистов на Запад, но и зарубежных - в Россию.

РГ : Готовите ли вы себе преемников?

Хоххаузер : У нас четверо детей, множество внуков, еще больше правнуков и уже есть праправнуки. Однако пока что все наши взрослые потомки находили себе в жизни дела, не связанные с нашим. Наследников мы на сегодняшний день не видим. Это очень личный бизнес, его невозможно кому-то передать так же, как производство или торговлю. Возможно, с нашим уходом наше дело просто растворится. Но это произойдет еще не завтра: у нас множество проектов, подготовленных на несколько лет вперед.

Премьера

Программу нынешних гастролей Большого супруги Хоххаузер тоже готовили заранее. Для открытия они выбрали последнюю работу труппы - балет "Корсар". Этот зрелищный спектакль по мотивам поэмы Байрона знаменит тем, что вторую сотню лет остается одним из самых популярных и кассовых старинных спектаклей, хотя шедевром хореографии никогда не числился. Это последнее сочинение композитора Адольфа Адана, автора культовой романтической "Жизели". Но изначальная партитура "Корсара" (увы, ничем не примечательная) была со временем до неузнаваемости изменена и дополнена номерами почти десятка разных композиторов, а балетмейстеры нагружали спектакль новыми танцами.

Нынешний худрук балета Большого театра Алексей Ратманский и его одноклассник Юрий Бурлак, руководитель труппы "Русский балет" Вячеслав Гордеев, погрузившись в архивные материалы, восстановили все, что оказалось возможным. А недостающие части хореографии Мариуса Петипа дополнили стилизованными сценами собственного сочинения.

Получилось зрелище, соперничающее своей избыточной яркостью с самым богатым и пестрым восточным базаром. Эта избыточность едва не потопила невыносимо длинный спектакль. Исполнителей публика принимала радушно, но едва закрывался занавес - аплодисменты стихали и лишь поклоны солистов удерживали зрителей на местах.

Спасла положение Светлана Захарова, танцевавшая Медору с блеском, энергией и свободой истинной примадонны. Почтенный Клемент Крисп, один из главных авторитетов мировой балетной критики, назвал ее "владычицей морей", адресовав комплименты ее красивым линиям, шарму и обаянию.

В подобном же празднично-условном тоне выдержал роль главного героя "Корсара" Сергей Филин, который дебютировал в этом спектакле в Лондоне в дуэте со Светланой Лунькиной. Он предстал добродушным, обаятельным, щедрым на эмоции, благородным героем, нарядившимся в костюм пирата.

Вершина

Одним из главных событий гастролей Большого театра в Лондоне стал "Спартак", заглавную партию в котором исполнил кубинец Карлос Акоста - популярный танцовщик, премьер королевского балета "Ковент-Гарден". До сих пор единственным иностранцем, осилившим этот спектакль на его родной сцене, был премьер Парижской оперы Николя Ле Риш. Акоста же стал первым в России зарубежным Спартаком XXI века и первым иностранным участником зарубежных гастролей Большого в Лондоне. Партию он выучил в Москве под руководством Михаила Лавровского, который в свое время танцевал в Лондоне Спартака и имел сногсшибательный успех.

Акоста поразил публику мощным и легким прыжком, захватывающей энергетикой и тщательным воспроизведением мельчайших деталей роли. По ходу спектакля публика замирала, следя за ним, как за истинным гладиатором, а в конце повскакивала с мест и устроила овацию, подобно фанатам на футбольном матче.

Карлос Акоста : Меня привыкли воспринимать как силового танцовщика, с мощной брутальной харизмой. Все это есть, на этом во многом основана моя карьера. Но я считаю себя художником, тем, кто может не только выполнять трюки. Я давно хотел танцевать Спартака, знал, что могу сделать эти сложные прыжки: я же делаю много похожего в "Корсаре", "Дон Кихоте", других балетах. Спартак проходит путь мучений и сомнений, у него есть множество лирических красок, он переживает любовь, сталкивается с потерями и предательством, но он испытывает и ощущение абсолютной свободы. Сейчас, когда я разбираюсь во всех этих задачах роли, я чувствую себя живописцем, который должен правильно выбрать и смешать краски.

РГ : В данном случае новым для вас оказался не только материал роли, но и сам театр, и режим работы. Насколько все это отличается от привычных вам условий?

Акоста : Я работал во многих ведущих балетных компаниях мира- королевском балете "Ковент-Гарден", премьером которого я сейчас являюсь, в Английском национальном балете, Национальном балете Кубы, в Нью-Йоркском ABT, Хьюстонском балете. Везде свои условия, нюансы, так что мне не привыкать находить общий язык.

Большой, конечно же, - один из лучших театров мира. Здесь великолепные солисты, а кордебалет...- такого просто нигде нет. Чтобы столько красивейших девушек, будто выточенных по единому идеальному образцу,- это чудо. Я прихожу в класс заниматься и при виде этой красоты с трудом верю, что такое может быть в реальности. Любая артистка Большого могла бы быть примой в большинстве зарубежных трупп. Но самое ценное, что все они составляют единый ансамбль, несут общее дыхание, представляют индивидуальный стиль труппы.

Другим Спартаком - экспрессивным, полным внутренних сомнений и недовольства, готовым на самоотверженные порывы, предстал украинский танцовщик Денис Матвиенко. Он был одним из самых заметных участников нынешних гастролей балета Большого театра в Лондоне. В партнерстве со Светланой Захаровой он исполнил главную партию в "Корсаре", а затем танцевал Спартака и свою коронную роль Базиля в "Дон Кихоте".

Денис Матвиенко : В Москве меня часто воспринимают как исполнителя трюков, а не лирика. Хотя больше всего в своей жизни я танцевал принца в разных редакциях "Лебединого озера": 150 спектаклей. Но люди хотят зрелища, крови, прыжков выше головы. Не важно, есть ли в этом смысл или шарм. Чем выше - тем круче. Я с этим не согласен, все должно быть в меру. Я подумываю о том, чтобы отказаться от "Дон Кихота", мне хочется перейти на другой репертуар, драматический. Цирком в балете я уже пресытился.

Я мечтал о Спартаке, к счастью, это состоялось в моей жизни в Большом театре.

РГ : На родине, должно быть, вами гордятся? Вы же начинали карьеру в Киевской опере, часто ли теперь там выступаете?

Матвиенко : В Киеве прекрасная балетная школа, основанная ученицами Вагановой. Наш театр в свое время был третьим после Большого и Мариинского. Но там все заглохло. В России - в Петербурге, Казани, Новосибирске - театры как-то живут, борются с проблемами, находят деньги. А в Киеве и деньги-то есть. Но люди в театре там ко всему безразличны. Увлечены разборками в Раде, забывают, зачем вообще человек живет. Все-таки не для склок, а для чего-то светлого. Для музыки, искусства, для реализации своих талантов.

Большой балет

Триумф Карлоса Акосты не затмил, а лишь подчеркнул мастерство штатных звезд Большого и всего состава труппы. Несмотря на изнурительный московский сезон и тяжелый гастрольный график, практически все участники сумели показать себя в самом выигрышном свете. В успехе "Спартака" была заслуга и трогательных Анны Антоничевой и Светланы Лунькиной (Фригия), красавиц Марии Аллаш и Екатерины Шипулиной (Эгина), импульсивного Александра Волчкова и невозмутимого Владимира Непорожнего (Красс), а также всего войска рабов, патрициев, легионеров, исполненных слаженно и выразительно.

Светлана Захарова добилась большого зрительского успеха в "Баядерке", заставив зал следить за ее танцем затаив дыхание. Это впечатление помог усилить Николай Цискаридзе, мастерски согласовавший свою выверенную трактовку роли Солора с настроением балерины.

Светлана Лунькина постаралась передать драматическое исступление главной героини в предсмертном танце со змеей, а Анна Антоничева подчеркнула трагическую красоту танца своей героини.

В роли Гамзатти Мария Александрова артистично подчеркнула, как легко ее внешне аристократичная дочь раджи в припадке ревности опускается до уровня бытовой потасовки. Юная Наталья Осипова в той же роли предстала капризным ребенком, не умеющим совладать с бурей эмоций, когда у него отбирают игрушку. А статная Екатерина Шипулина сыграла потрясение от вероломства жениха. Военачальник Солор, которого не поделили дамы, оказался в исполнении Дениса Матвиенко героем суровым, а в исполнении Владимира Непорожнего - красавцем в духе голливудских фильмов вроде "Клеопатры".

В красочной сценической ткани всех этих спектаклей наряду с главными партиями выделялись эпизодические сольные работы Анны Ребецкой и Чинары Ализаде (индийская танцовщица Ману), Антона Савичева и Яна Годовского (факир Магедавея), Вячеслава Лопатина (Золотой божок) и Дениса Медведева, артистично и виртуозно танцевавшего в дуэте раба и невольницы в "Корсаре", танце с барабанами в "Баядерке" и тройке пастухов в "Спартаке".

"С таким разнообразием талантов и таким высоким профессиональным уровнем беспокоится о рисках не приходится", - заметила Лилиан Хоххаузер на вопросы о коммерческом успехе гастролей.