29.08.2007 05:10
    Поделиться

    Андрей Фурсенко: Никаких "революций" школьников первого сентября не ждет

    С 1 сентября вступает в силу закон об обязательном полном среднем образовании. Что он влечет за собой? Что нового появится в российской школе? Об этом корреспондент "РГ" беседует с министром образования и науки Андреем Фурсенко.

    Российская газета: Андрей Александрович, что самое важное случится в новом учебном году?

    Андрей Фурсенко: Самое важное то, что никаких "революций" школьников первого сентября не ждет.

    РГ: А почему мы возвращаемся к обязательному полному среднему образованию, которое было отменено в 90-е годы?

    Фурсенко: Закон ориентирован на право каждого человека получить образование. Напрямую это коснется, по нашим оценкам, не более 50 тысяч человек в год. То есть в принципе уже сегодня требования нового закона выполняются для 93 процентов учащихся. Но хочу подчеркнуть: это не значит, что мы начнем с ищейками бегать и выяснять, кто же это не получил полное образование. Серьезная работа будет вестись с учителями и родителями.

    РГ: Что вы имеете в виду?

    Фурсенко: Почему было отменено полное среднее образование? Логика вроде бы простая: дескать, хватит ставить "тройки" вместо "двоек", чтобы перетаскивать из класса в класс тех, кто не хочет учиться дальше. С одной стороны, посыл правильный, но с другой - демагогический. Потому что снимает ответственность с учителя и с родителя за будущее ребенка. Между тем есть объективное требование времени: уровень образованности и социализации россиян должен расти. И общество, и государство не должны оставаться от этого в стороне.

    Важно, что закон об обязательной 11-летке подразумевает смену стандартов образования, новое поколение которых сейчас активно разрабатывается. Нужно сделать все, чтобы учеба не превратилась в формальный акт для получения бумаги. Например, развивать и дальше профильную школу. Мы уходим от того, что главное свидетельство полного среднего образования - это определенный и все время возрастающий набор знаний.

    Движемся к так называемому компетентностному подходу: ученик должен не только знать, но и уметь эти знания использовать в жизни.

    РГ: Сейчас на обсуждении Общественной палате находится закон о структуре новых государственных образовательных стандартов. Основная дискуссия экспертов вокруг того, что закон убирает понятие регионального компонента. Поясните, чем это грозит школе?

    Фурсенко: Сегодня стандарты жестко регламентированы. Есть федеральный компонент - предметы, обязательные для изучения на всей территории России. Он составляет 75 процентов. Еще 15 процентов - доля регионов. Сюда входят предметы, которые могут вводиться для школ только определенного субъекта. Еще 10 процентов отдается школам. Теперь мы предлагаем ввести базовый стандарт - 70 процентов предметов и вариативную часть, которая составит 30 процентов. Кто будет эту часть определять - школа ли, регион ли - это решение должно приниматься уже на местах.

    РГ: Какие предметы войдут в базовый стандарт - биология, математика, русский язык... Словом, все то, что мы привыкли видеть в аттестате?

    Фурсенко: Да. Но кроме предметного наполнения новые стандарты будут нести еще одну очень важную функцию: упор делается не на содержание учебного курса, а на то, что ученик будет знать "на выходе". Это принципиально иное построение. Например, по биологии нужно представлять себе в целом эволюционную теорию развития. Не должно быть зацикливания на том, что школьник должен знать простейшие, растения, и т. д.

    РГ: А как же это соотносится с ЕГЭ, большая часть которого - как раз ответы именно по "точечному" содержанию курса?

    Фурсенко: Это неверное ощущение, что с введением ЕГЭ у нас весь курс 11-летней школы сводится к тому, что надо ответить на экзамене. Экзамен и умения человека - это два разных вопроса. Давайте не будем их путать. Существует проблема повышения качества образования. И она может быть решена через ЕГЭ, через так называемую систему портфолио, через олимпиады. Но помимо этого необходимо понять, чего мы хотим от ученика "на выходе". Что он должен знать и уметь. Этим и занимаются эксперты, разрабатывая новые стандарты.

    РГ: Сколько регионов уже перешли на нормативно-подушевое финансирование школ, когда средства идут за каждым учеником?

    Фурсенко: Практически все, и это не может не радовать. Лишь некоторые регионы, например Чечня, еще не в полной мере запустили эту систему.

    РГ: Разговоры о том, что с введением норматива школы начнут скрытую борьбу за ученика, заполняя классы сверх меры, прекратились?

    Фурсенко: К счастью, да. Есть ведь санитарные нормы - не более 25 человек, которые никто не отменял. Конечно, кое-где еще остались классы по 30-35 человек. Но это вынужденная мера, и она нетипична. В среднем наполняемость классов по России не превышает норму.

    РГ: В этом году откроются около 59 тысяч школ. А сколько закрыли?

    Фурсенко: Около полутора тысяч.

    РГ: Школы "тают" в основном в результате реструктуризации малокомплектных школ?

    Фурсенко: Не только. Главная причина этого - отсутствие детей, заполняющих школу. Демографический спад. Но с другой стороны, у нас, к сожалению, до сих пор большое количество учебных заведений не соответствует требованиям, которые предъявляются законодательством. Не соблюдаются чисто учебные стандарты, санитарные нормы и требования пожарной безопасности. Сегодня в России около 5 тысяч школ, где учатся меньше 10 человек. Это почти 10 процентов от общего числа. По определению, такие школы не вписываются в стандарты. Сельских школ - две трети, и среди них процент несоответствия очень велик.

    Мы рассчитываем, что решить проблему поможет запущенный в рамках нацпроекта эксперимент по модернизации образования в регионах. Через три года в регионах, выигравших президентские гранты, в нормальных условиях должно учиться не менее 70 процентов школьников. Это то, что действительно реально сделать.

    РГ: Вы только что побывали в кочевой якутской школе, которая находится в тундре, привезли туда несколько компьютеров. Неужели даже в таких учебных заведениях появится Интернет?

    Фурсенко: У кочевой школы, как правило, есть базовое здание - там Интернет будет обязательно. Считаю, что это вообще революционный для России прорыв - Интернет во всех школах. Два года назад это казалось абсолютно нереальным. К концу нынешнего года абсолютно все школы будут подключены к Сети.

    РГ: На прошедшей встрече с президентом РФ был поднят важный вопрос физической подготовки детей в школе. Владимир Путин отметил особую важность уроков физкультуры. Что предлагает министерство?

    Фурсенко: Это, кстати, тоже вопрос стандартов. Сегодня школы на уроках физкультуры, если честно, так или иначе следуют упрощенному комплексу ГТО. Конь, шведская стенка, канат, козел... Это инструменты подготовки людей, которые должны были быть всегда готовы к труду и обороне. Но раньше существовал некий общественный заказ, и школьники его воспринимали. Сейчас же общество изменилось. Дети стали более ориентированы на себя, на то, чего хочется именно им. И тут на первый план выступает абсолютно неинтересная и скучная традиционная школьная физкультура. Это как с едой: какой бы полезной она ни была, если есть невкусно - все отправится в помойку. Нужно сделать уроки физкультуры интересными, и для этого есть все возможности: столько новых технологий появилось. Физкультура должна стать в школе еще одним видом общественной деятельности. Нам нужно больше игровых, командных видов спорта в школе.

    Поделиться