Сергей Лавров: Россия никогда не будет частью новых "священных союзов" против кого бы то ни было

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел традиционную встречу с первокурсниками одного из самых престижных вузов России - Московского государственного института международных отношений. Как и в прежние годы, на этот раз беседа не ограничилась одними лишь поздравлениями в связи с началом учебного года.

Накануне парламентских выборов в нашей стране выступление министра иностранных дел имело особое значение. В своей речи глава МИДа России не только подвел некоторые итоги деятельности страны на международной арене за последние годы, но и высказал ряд положений, которые станут ключевыми при разработке дальнейшей стратегии российской внешней политики.

Без холода войны

Лавров заявил, что внешняя политика России носит неконфронтационный характер. "Мы более не противники с США, а значит, не может быть никаких оснований для новой "холодной войны", - подчеркнул министр.

По его словам, встреча президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша в Кеннебанкпорте показала, что у наших стран нет системных противоречий. "В этом залог того, что наши отношения имеют будущее", - заключил Лавров. Он с сожалением отметил, что США, Россия и другие страны занимались в прошлом не тем, чем следовало бы. В жертву идеологическим постулатам приносились реальные проблемы - такие, например, как глобальная бедность, которые не решались, а загонялись вглубь. "Теперь, обращаясь к ним, необходимо ставить реалистичные, достижимые задачи, просчитывать все наши совместные действия, мыслить долгосрочными категориями", - отметил министр.

Для этого, по его словам, надо уйти от поверхностной дипломатии. Нужно вернуться к реальной системе координат современного мирового развития, уйти от всего наносного и несущественного.

Торг неуместен

Лавров подчеркнул, что Россия не торгуется, когда возникает реальная угроза ее национальной безопасности. "Наши партнеры должны понять, что, несмотря на неконфронтационность внешней политики, для России существует так называемая красная линия, когда создается реальная угроза национальной безопасности и миропорядку", - пояснил министр. Он убежден: Россия была и будет против односторонних или блоковых подходов при решении международных проблем. Это касается не только проблематики противоракетной обороны и расширения НАТО, но и тупиковой ситуации с ДОВСЕ.

Лавров рассчитывает, что проходящие по этой теме консультации приведут к согласию между Россией и США, а также Россией и НАТО. Министр выразил надежду, что в ходе переговоров будет достигнут устраивающий всех результат.

Говоря о возможном появлении элементов системы ПРО в Европе, министр обратил внимание на неэффективность борьбы с новыми вызовами и угрозами в одиночку. Он процитировал канцлера Германии Ангелу Меркель, которая заявила, что на укрепление доверия уходят десятилетия, а подорвать его можно в одночасье. Лавров полностью согласился с этим мнением.

"Доверие - это дорого. Но его отсутствие еще более затратно в интеллектуальном, политико-психологическом и, конечно, финансовом отношениях. Например, ПРО можно было из средства подрыва взаимного доверия превратить в проект, способствующий его укреплению", - пояснил министр. В этом, собственно, и заключается смысл российских предложений, выдвинутых президентом Владимиром Путиным в Кеннебанкпорте.

Лавров отметил, что некоторые страны, возможно, нуждаются в некоторой паузе для размышлений. "Не стоит спешить и принимать решения, которые зададут конфронтационный характер развитию событий, будь то ПРО, Косово или дальнейшее расширение НАТО. Наверное, никому не хотелось бы начинать с нуля в важном деле выстраивания архитектуры европейской безопасности, отвечающей требованиям времени", - отметил министр.

Без шекспировских трагедий

Глава МИДа России отметил, что в российско-британских отношениях нет никакой трагедии. Есть только шумный пропагандистский спектакль, вызванный отсутствием убедительных доказательств вины Андрея Лугового. Его британские власти подозревают в убийстве бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко.

Говоря о "деле Литвиненко", Лавров процитировал эпизод из шекспировского "Гамлета", где главный герой обращается к Гильденстерну: "Вы собираетесь играть на мне... Что ж вы думаете, я хуже флейты? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя".

"Едва ли британская сторона, несколько лет назад принимая решение о предоставлении по-литубежища одиозным персонажам, всерьез рассчитывала обеспечить себе возможность "нажимать на кнопки" в российском внутриполитическом процессе. Однако в итоге Лондон оказался вольным или невольным соучастником интриг и провокаций против России", - заключил министр.

Россия за коллективное лидерство

Сергей Лавров подчеркнул, что Москва и Вашингтон несут ответственность за поддержание стратегической стабильности в мире. Тем не менее очевидно, что багажа прошлого недостаточно для строительства современных, устойчивых и устремленных в будущее отношений. "Глобализация подсказывает необходимость созидания отношений позитивной взаимозависимости, и прежде всего в сфере экономики", - констатировал министр. Он отметил, что условия современного мира диктуют необходимость коллективного лидерства ведущих государств планеты. "Это можно называть "концертом держав XXI века", - пояснил Лавров.

Министр напомнил, что исторический опыт говорит о том, что свобода в международных отношениях - это не свобода одних государств от других, а свобода договариваться между собой на рациональной основе совпадающих интересов. В этой связи министр подчеркнул важность работы таких организаций, как Совет Безопасности ООН и "большая восьмерка".

Он также отметил необходимость новых форм коллективного сотрудничества между странами. В частности, Лавров обратил внимание на перспективность взаимодействия в рамках "тройки", которую составляют США, Евросоюз и Россия. Это взаимодействие, по мнению министра, "сможет направлять мировую лодку". По словам главы МИДа России, современный мир нуждается в равновесии. Речь в данном случае идет о неотъемлемом элементе стратегической стабильности, которая исключает возможность применения ядерного оружия одной из сторон для достижения своих внешнеполитических целей.

"Россия будет продолжать играть свою уравновешивающую роль в глобальных делах. Она никогда не будет частью новых "священных союзов" против кого бы то ни было", - заявил Лавров.

Миру нужна сильная Россия

Лавров подчеркнул, что миру нужна дееспособная Россия, которая в состоянии прежде всего позаботиться о себе. Россия, которая была бы поставщиком безопасности. Россия, помогающая поддерживать баланс в европейской и глобальной политике, вносящая свой интеллектуальный и практический вклад в решение всех проблем, стоящих перед человечеством. "Именно такая Россия созидается сейчас. Сорвать этот процесс уже нельзя. Прежде всего потому, что этого не допустят сами россияне", - отметил министр.

Он также дал понять, что Москва тщательно отслеживает реакцию зарубежных СМИ на быстрое возрождение нашей страны в качестве одного из ведущих государств мира. "Понимаем, что определенные политические круги на Западе не были готовы к такому развитию событий, не имеют вариантов действий. Но это не означает, что надо выдумывать очередной миф о "российской угрозе", - заявил Лавров. Он добавил, что все, что делает Россия, она делает в строгих рамках международного права.

Министр привел данные опроса общественного мнения, проведенного в июне в ведущих западных странах фирмой "Харрис Интерактив". Опрос показал: Россия не воспринимается в качестве угрозы миру. "Понимаем, что такая поддержка не дается раз и навсегда. Нужно каждодневно оправдывать ее практическими делами", - заключил Лавров.